Топ-5 выставок, которые нужно посетить в новогодние праздники в Москве

Москва - дорогой город? Кто бы спорил… Но даже в дорогом городе есть места, где отличные выставки можно увидеть бесплатно, и в некоторых - еще и сходить на бесплатные экскурсии, мастер-классы для детей и спектакли… Ловите пять идей для программы на новогодние каникулы.
1. ГЭС-2
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

На новый год в ГЭС-2 можно посмотреть хиты этого года. Особенно рекомендую проект, посвященный Ольге Розановой "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". К выставке выпущен бесплатный аудиогид, который можно заранее скачать.

Из того, что точно нельзя пропустить в ГЭС-2, - спектакль "Дело техники", который будут показывать на Проспекте "ГЭС-2" в новогодние дни. Это новая работа режиссера Сергея Лобана, которого фанатам фильма "Шапито-шоу" и "Пыль" представлять не надо. Девять историй про изобретателей, которые попытались поспорить с законами природы. Сам Сергей Лобан считает, что "это истории о том, как сложно быть человеком, ты должен постоянно что-то изобретать, чтобы оставаться собой".

Не будем гадать, состоится ли в спектакле встреча Циолковского с Илоном Маском, но говорят, что любителям цирка и "Шапито-шоу" скучно не будет.

Подробнее о выставке читайте в материале "РГ".

2. ММОМА
Фото: Виталий Белоусов/ РИА Новости

Московский музей современного искусства сделал подарок всем сразу на всех своих площадках - с 3 по 7 января на все выставки ММОМА вход бесплатный.

Плюс обещают еще экскурсии по выставке "Жесткие склейки" Ростислава Лебедева (начало в 15.00).

С детьми (великовозрастными и младшими школьниками) вас ждут в Образовательном центре ММОМА в Ермолаевском переулке, 17. Проект "Берите бумажки, деревяшки, складывайте, красьте, стройте!" вдохновлен "Сказом о двух квадратах" Эль Лисицкого и модой на DIY.

Вообще-то в те времена, когда в вязаных мамой свитерах ходил каждый второй, если не каждый первый, домашним пирогом из печи на праздник никого было не удивить, а Самоделкин был всем знакомым персонажем мультфильма и журнала "Веселые картинки", словом, во времена почти былинные, дети еще вырезали книжки-малютки из "Веселых картинок". Тогда модное Do it yourself было обычным "Сделай сам". И вообще обычным делом. А детские книжки и журналы умели объяснить - в картинках, стихах, рассказах, какой волшебный мир вокруг нас. Мир, в котором письмо путешествует вокруг земного шара, удивительные мастера делают машины, которые возят людей, закройщики и швеи создают одежду, которую мы носим, а радиоволны соединяют далекие радиостанции и школьников-радиолюбителей. Человек труда представал великаном, благодаря которому жил город, выращивался хлеб, двигались трамваи и зажигались "лампочки Ильича".

Выставка в ММОМА предлагает опыт путешествия в мир, еще не отчужденный. В мир, где есть связь между игрой ребенка и познанием большого мира. В мир, где волшебство связано с чудом мастерства, знанием законов природы, даром изобретателя и конструктора. Это, конечно, мир модерна. И глашатаями этого мира были не только инженеры, но и футуристы, конструктивисты и педагоги, создававшие новые системы образования. Выставка в ММОМА соединяет эти три линии: конструкторскую, образовательную, художественную.

За последнюю отвечают рисунки и книги Эль Лисицкого, Веры Ермолаевой, Эдуарда Криммера, Михаила Цехановского… Но не только. Рассказ о проекте художницы Мари Престон "Общий хлеб", которая решила выяснить, как люди в разных местах пекут хлеб, - тоже арт-история. Рассказы о хлебе и способах его приготовления в разных местностях перекликаются и сопровождаются совместным приготовлением хлеба и застольем… Хлеб искусства без участия зрителей не испечешь.

За образовательную линию отвечает история "Музея детской книги", который создал Яков Мексин. История этого музея, драматическая, вдохновляющая, уходящая в глубь традиции Просвещения, сама по себе тянет на выставочный проект. Но в ММОМА мы видим реконструкцию "мастерской" малотиражной книги. Если попадете с ребенком на мастер-класс, то собственноручно сделанная книга может стать его результатом.

Что касается конструкторов, то придумать свой город будущего можно, опираясь на одноименную книгу Ники Дубровской (листы и карандаши есть, вдохновение - брать с собой). Поупражняться в архитектурном мышлении можно не только на планшете с проекциями объектов Эль Лисицкого, но и собрав свой объект на столе.

3. Stella Art Foundation
Фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости

Пространство Stella Art Foundation - в сердце Москва-сити. В Mercury Tower. Сейчас тут идет выставка Бориса Орлова и Сергея Шеховцева "Парсуны нон грата".

Борис Орлов, которого относят то к соц-артистам, то к концептуалистам, то к реалистам, можно сказать, главный художественный аналитик имперского стиля. Он занялся им, когда тема империи и борьба с колониализмом были любимой темой советских газет. Но ни газеты, ни политика художника не интересовали. Он себя называет наблюдателем. Любимый объект наблюдения - визуальный язык соцреализма. Официальный, разумеется.

Как человек с бэкграундом скульптора, он обнаружил не без изумления в бронзовых бюстах советских вождей, мощных торсах молотобойцев, матросов и колхозников, украшавших парки и дворцы культуры, знакомую стать римских вождей, гладиаторов и олимпийцев. Это превращение гладиаторов в матросов, а императоров - в лучшего друга детей было увлекательным, как "Метаморфозы" Овидия. Метаморфозы монументального стиля у Бориса Орлова становятся весомы, зримы и забавны. Метаморфозы эти отчасти сродни приключениям "Терминатора", но терминатора, выходящего в тираж поп-арта.

Монумент норовит превратиться в орнамент. В свою очередь монументально-орнаментальное искусство Бориса Орлова встречается с трэшем повседневности, который превращает в монументы (пусть из поролона и пластика) Сергей Шеховцев. Разбитые вдребезги гоночные автомобили рядом с удлиняющимися на глазах массажными креслами, устремляющимися в звездную даль, и голубями, которые свысока взирают на тощих бродячих псов, словно создают мизансцену для спектакля Эжена Ионеско.

Так они встречаются: забытые матросы-императоры-олимпийцы-молотобойцы (пусть и плоские, как парсуны), и разбитые Ferrari, пусть даже из мягкого поролона. Общий знаменатель - вытеснение их, оставшихся за поворотом, из "реки времен". Тут-то их и наблюдают художники. Извлекают образы из забвения, "переводят" в новый материал, создают мизансцену, которую бы оценили обэриуты.

Вход бесплатный. График работы: среда - воскресенье, с 12:00 до 21:00.

С 3 января возможна запись на индивидуальную экскурсию по телефону +7(495) 691-34-07.

4. Центр Вознесенского
Фото: Кирилл Каллиников/ РИА Новости

Выставку "Музей духовного авангарда" идеально смотреть после выставки "Павел Филонов. Художник мирового расцвета" в Медиацентре "Зарядья". Та, правда, платная (льготникам билет по 250 рублей, обычный билет - 500 рублей), но блокбастер Русского музея в Москве того стоит. И та, и другая (при всей очевидной разнице) - о стратегиях не столько выживания, сколько о вере в воскрешение.

Но выставка в Центре Вознесенского - своего рода воображаемый музей. В отличие от воображаемого музея Андре Мальро речь не о создании музея мировых шедевров, а о показе невидимого, скрытого христианского искусства в советской России. Выставка - трехчастная. Герои книжного раздела - Борис Пастернак (точнее, роман "Доктор Живаго"), художник Владимир Фаворский, литературовед, священник и археолог Сергей Дурылин. Центральная героиня раздела музыки - Мария Юдина. Третий отдел - представляет творчество Евгения Спасского.

Там же, в Центре Вознесенского, на "минус первом" этаже - чудесная графика Павла Кондратьева, ученика Малевича (предоставлена Галеев-галереей). Выставка так и называется "Уроки Малевича". Экспозиция камерная, но очень точная.

Адрес: Большая Ордынка, 46, стр.3.

С 3 по 8 января вход на выставки бесплатно.

5. АZ Art
Фото: Соцсети

Выставка "Живые скульптуры" - вторая в рамках проекта "Системы мимикрии" (куратор Александр Дашевский).

Пространство экспозиции, выстроенное Михаилом Масловым, мимикрирует то ли под открытое хранение, то ли под музейные запасники. Здесь все рядом - графика Владимира Янкилевского, скульптуры Вадима Сидура и Игоря Шелковского, человечек из хлеба Андрея Кузькина и брутальные "текучие" бетонные объекты "Caput mortuum" Петра Белого… Бетон у него, застывавший в смятых полиэтиленовых пакетах, обретает пластику гипса. Но вместо классических голов Аполлонов и Венер - фрагментарность глыб, то ли незавершенных, то ли руинированных. То ли перед нами отсылка к любимому сюжету барокко о борьбе греческих богов с титанами, то ли оживающие в мастерской скульптора камни.

Эта переходность, "зыбкость", столь неожиданная в скульптурах, задает основной мотив проекта. "Живая скульптура" может быть и застывшим на сцене актером, и Каменным гостем. В первом случае перед нами театральное представление, во втором - встреча с Роком.

Куратор выстраивает рифмы между произведениями разных эпох, предлагая вслушаться в диалог художников советского неофициального искусства и наших современников.

Адрес: Маросейка, 11/4 C.1

Вторник - Воскресенье 12:00-20:00. Вход свободный.