Был принят закон, который полностью запрещает эту традицию, равно как и существование всей сопутствующей индустрии типа разведения, продажи собак для еды, а также изготовление продуктов с использованием собачатины. За нарушение предусмотрены достаточно серьезные наказания, но применяться они начнут лишь через три года, в течение которых вся индустрия должна быть ликвидирована. Впрочем, эта традиция остается незыблемой в другой Корее - Северной, где блюдам из собаки по-прежнему приписывают чудодейственные свойства.
Хотя собачатину употребляют и в Китае, и во многих странах Юго-Восточной Азии, но репутация "отъявленных собакоедов" закрепилась почему-то именно за корейцами. Один знакомый этнический кореец из России рассказал как-то шутливую поговорку на этот счет: "Если пропала собака, то ищи в кастрюле у Пака". Молодежь в Южной Корее любит говорить иностранцам, что "у нас в стране собак уже никто не ест" и "это все в прошлом", однако это не так. Достаточно набрать в поисковике слова "рестораны собачатины", как практически в любом городе, включая Сеул, вы найдете несколько десятков адресов. Да, может быть уже не в самом центре, да, возможно, их завсегдатаями являются в основном пожилые корейцы, но, согласно данным на ноябрь прошлого года, таких заведений в стране насчитывалось около 1666, что немало. Если продолжить статистику, то за год в Корее поедают примерно 388 тысяч собак, а разведением их именно для еды занимаются 1156 ферм, выращивающих более полумиллиона животных.
По поводу поедания собак споры в Южной Корее шли уже достаточно давно, и значительную роль в их активизации играли западные борцы за права животных. Проведение же крупных мероприятий типа летний Олимпиады 1988 в Сеуле, зимних ОИ-2018 в Пхенчхане, Кубка мира по футболу в 2002 г., помимо роста престижа, добавляло Стране утренней свежести и головной боли, так как неизменно иностранные журналисты делали репортажи в стиле: "Южная Корея стала примером чуда экономического развития и внедрения технологий будущего, но до сих пор сохраняет варварскую традицию поедания собак!" При этом сами корейцы на эту критику реагировали достаточно болезненно, и весьма быстро традиция поедания собак теряла своих приверженцев, но все же они были и не исчезли до сих пор.
В последние пару лет эта дискуссия вновь разгорелась с новой силой, и немалую роль здесь сыграла жена нынешнего президента страны Юн Сок Ёля Ким Гон Хи. У президентской пары нет детей, но дома несколько собак. Возможно, по этой причине Ким активно стала добиваться запрета употребления собачатины и, стоит признать, добилась немало.
Отношение к поеданию собак в Южной Корее хорошо показывают опросы общественного мнения. Как правило, более 90 процентов корейцев заявляют, что не намерены есть собачатину ни при каких условиях, а более 80 процентов поддерживают законодательный запрет этой традиции.
В итоге во вторник 9 января парламент Республики Корея единодушно принял "Специальный закон о запрете разведения и распространения собак с целью употребления их в еду, а также о запрете употребления собак в пищу". Обычно расходящиеся практически по всем вопросам представители правящего лагеря и оппозиции на этот раз продемонстрировали исключительное единство. За принятие закона проголосовали 208 депутатов, двое воздержались и никто не был против.
Если посмотреть на содержание закона, то он достаточно строг. Отныне разведение и умерщвление собак для последующего потребления будет наказываться тремя годами тюрьмы либо штрафом в размере 30 млн вон (около 23 тысяч долларов). Продажа, хранение и распространение собачатины, а также содержание ресторанов предусматривает два года тюрьмы или 20 млн вон штрафа.
Правда стоит оговориться, что прямо завтра в Южной Корее не начнут сажать за поедание "друзей человека". "Собакоедам" дано три года на то, чтобы они покончили со своей привычкой, а те, кто работают в отрасли, нашли какое-то другое занятие. Наказывать согласно закону начнут с 2027 года. За это время все фермы, магазины, рестораны собачатины должны зарегистрироваться и представить планы по постепенному прекращению своей деятельности. Если процедура регистрации будет пройдена, то власти РК выделят всем, кто был занят в отрасли, некоторые средства, которые должны помочь пережить "переходный период" и найти новое занятие.
Понятно, что недовольные все же есть: кто-то говорит, что "оставьте собак собакоедам, все равно традиция уже сама собой умирает", кто-то указывает, что "если собак нельзя, то чем коровы хуже?", кто-то говорит, что "нечего смотреть на Запад и им нечего указывать, как нам жить"… Есть - в основном, конечно, пожилые люди - и те, кто искренне любит "супчик из собачки", считая, что он очень полезен для здоровья. Те же, кто работает в сфере, вопрошают: "И как нам жить теперь?" Но историческое решение принято и достаточно быстро, в течение трех лет, Южная Корея полностью откажется от употребления мяса собак в еду.
В целом это логично. Среди большинства корейцев и в особенности населения собаки пользуются растущей популярностью, но в качестве именно компаньонов, "друзей человека". Согласно статистике, каждая пятая корейская семья имеет у себя дома собаку и относятся к ним именно как к члену семьи.
Хотя, конечно, "кормовые породы" и тех, кого чаще всего держат дома, вы не спутаете. Если в суп идут достаточно крупные образцы, то в подавляющем большинстве случаев в качестве "друзей" держат в Корее именно маленьких собак - пуделей, шпицев, болонок, терьеров, мопсов и других. Крупные собаки дома - это для Кореи еще редкость. Так что если недовольные принятым 9 января 2024 г. законом и есть, то их весьма немного.
Впрочем все же ассоциация "корейцы - собакоеды" вряд ли быстро исчезнет, потому что другая Корея - Северная - по-прежнему остается непоколебимым бастионом соответствующих блюд, а на всякую критику Страна чучхе обычно напоминает пословицу про чужой монастырь и свой устав.
В КНДР блюда из собачатины существуют и, насколько можно судить, останутся еще долго. Если в Южной Корее контингент любителей собачатины обычно ограничивается "мужчинами в возрасте", то к северу от 38-й параллели "собачку" с удовольствием уплетают все - и дети, и женщины, и мужчины. Хотя, говорят, и в КНДР в последнее время популярностью стало пользоваться содержание собак именно в качестве членов семьи, а не потенциального "супового набора".