Напомним: для поддержки российских аграриев Минсельхоз и Минпромторг РФ в мае прошлого года утвердили план поставок сельскохозяйственных тракторов российского и белорусского производства по сниженным и фиксированным ценам. Документ предусматривает скидку до 20 процентов на наиболее востребованные модели. По данным министерств, всего поставлено свыше 5,5 тысячи единиц техники. Более половины регионы приобрели с использованием мер господдержки, основными из которых являются льготный лизинг и льготное инвестиционное кредитование.
Как отмечают в федеральных ведомствах, реализация плана поставок стала эффективным решением, повысившим доступность техники и обеспечившим стабильную деятельность сельхозпроизводителей в нынешних экономических условиях. После ухода с российского рынка поставщиков импортных агрегатов, которые выполняли на полях более половины работ, такую помощь трудно переоценить.
В Зауралье аграрии купили 94 современных высокотехнологичных трактора - 195 процентов от плана. Всего же в 2023 году машинно-тракторный парк в регионе пополнился более чем на 1600 единиц. Расходы на эти цели превысили три миллиарда рублей - на полмиллиарда больше, чем годом ранее, когда и техники приобрели меньше почти на сто единиц. Причем сельхозпроизводители покупали тракторы как с господдержкой, так и на собственные средства. Например, были востребованы программы Росагролизинга: аграрии Курганской области приобрели по ним 24 зерноуборочных комбайна, 15 тракторов и прочую сельхозтехнику (всего 125 единиц) на сумму свыше 889 миллионов рублей, в то время как в 2022-м было поставлено 107 машин на 692 миллиона.
- Мы уделяем техническому перевооружению отрасли особое внимание, - подчеркивает директор регионального департамента АПК Павел Кощеев. - В прошлом году была некоторая напряженность из-за недостатка льготных кредитов. Федеральный центр выделил дополнительную субсидию. Первый транш составил 80 миллионов рублей и позволил выдать более 2,5 миллиарда только льготных краткосрочных кредитов на оборотку. Не будь этой поддержки, трудно бы пришлось нашим аграриям.
В конце ноября департамент АПК согласовал 302 заявки сельхозпроизводителей на получение 4,8 миллиарда льготных краткосрочных кредитов и 112 на инвестиционные займы на 1,2 миллиарда рублей.
За пять последних лет сельхозпредприятия и фермеры купили более 7000 единиц техники и оборудования. При этом предпочтение отдавали современным энергонасыщенным моделям с повышенной производительностью: один такой трактор может заменить три-четыре старых. Техника недешевая даже с учетом господдержки, но в условиях острого дефицита кадров это, наверное, единственный выход. Новые тракторы и комбайны позволяют увеличить производительность труда и качество продукции. Несмотря на то что в прошлом году погода не благоволила хлеборобам и в посевную, и в уборочную, каравай получился весомый - более двух миллионов тонн с учетом маслосемян.
Правда, свою роль сыграла не только помощь в приобретении техники, но и другие преференции. Господдержка АПК в регионе оказывается более чем по 30 направлениям, и все они тесно связаны друг с другом. Например, существует субсидия на ввод земель в сельхозоборот, а без трактора не распахать заброшенные и заросшие лесом поля. В прошлом году в регионе ввели более 40 тысяч неиспользуемых гектаров, а за три года - свыше 200 тысяч. Вскоре на аукционы будет выставлено еще 327 тысяч гектаров. Федерация на условиях софинансирования с областным бюджетом возмещает сельхозпроизводителям 50 процентов затрат: впервые за последние пять лет было привлечено 122 миллиона рублей. Правда, чтобы получить компенсацию, надо пройти отбор в Минсельхозе РФ, и критерии жесткие: нужно показать не только освоение предоставленных средств, но и эффективность произведенных затрат. 48 хозяйств Зауралья такой отбор прошли. В 2024 году планируется ввести в оборот не менее 50 тысяч гектаров. В целом же на господдержку сельхозпроизводителей в областном бюджете предусмотрено более 1,1 миллиарда рублей, что на 9 процентов выше уровня 2023 года.
Андрей Разин, заместитель министра сельского хозяйства РФ:
- Мы совместно с Минпромторгом ведем работу по отдельным планам приобретения отечественных и белорусских тракторов со скидкой. Я уверен, что через какое-то время придем к плану приобретения техники на газомоторном топливе, в рамках которого будут балансировать и производственные задачи, и наши финансовые обязательства в части мер государственной поддержки. А дальше мы рассчитываем, что рынок постепенно сам стабилизирует баланс спроса и потребления и будет более стабильно развиваться.