В Калининград по морю теперь доставляют только санкционные грузы

С нового года паромы и сухогрузы доставляют в самый западный регион страны лишь товары, попавшие в санкционные списки Евросоюза. Весь остальной грузопоток намерены отправлять железнодорожными составами и фурами. Так власти эксклава решили снизить риски уменьшения и без того невысоких квот на сухопутный транзит через Литву.
Пропускные мощности портовой инфраструктуры увеличат.
Пропускные мощности портовой инфраструктуры увеличат. / Пресс-служба правительства Калининградской области

Решение это продиктовано сухими и, к сожалению, неутешительными цифрами. По данным Калининградской железной дороги, по итогам 2023 года перевозчики выбрали квоту на доставку грузов в регион лишь на 45,3 процента, а на отправку товаров на основную территорию страны - на 47 процентов.

Это может привести к тому, что в 2024-м объемы грузового транзита через Литву для Калининградской области урежут на 350 тысяч тонн. Прибалты уже неоднократно заявляли о том, что внимательно отслеживают грузопотоки, движущиеся как в сторону российского эксклава, так и в обратном направлении. А расчеты по системе квотирования ведут исходя из среднегодовых значений грузооборота по каждому значению номенклатуры.

- Уже проходило совещание по этой теме с Минтрансом России. Нас попросили обратить особое внимание на вопрос предстоящего квотирования. С начала года Литва уже открыла новые лимиты на железнодорожный транзит грузов по своей территории. Нельзя допустить их снижения. Теперь на паромы "ставят" перевозчиков исключительно санкционных грузов, - прокомментировала министр развития инфраструктуры Калининградской области Евгения Кукушкина.

При согласовании заявок приоритет будут отдавать санкционным и экспортным грузам, а также товарам компаний, которые сами оказались в "черных" списках Евросоюза. Все три категории будут рассматривать в качестве льготных. Места на паромы для них будут предоставлять на равных условиях.

У бизнеса такое решение вызвало много вопросов. Предприниматели честно признались, что отдают предпочтение морю не просто так: такой способ грузоперевозок сегодня является самым надежным и безопасным. В то время как на литовской границе многое зависит от счастливого случая и настроения прибалтийских соседей.

Так, председатель совета директоров рыбоперерабатывающего предприятия региона Сергей Лютаревич напомнил, что Литва уже запрещает транзит многих экспортных товаров, которые даже не попали под санкции. Поэтому у производителей не остается иного выбора, кроме как передислоцировать грузы на паромы.

Жалуются на сухопутную логистику и калининградские сетевики. Так, например, грузовую фуру из Москвы со "скоропортом" сегодня приходится ждать восемь дней вместо привычных двух, а с обычными продуктами - вовсе две недели. Если раньше водители большегрузов совершали около четырех кругорейсов в месяц, то сегодня им едва ли удается сделать два. Ценник на доставку тоже взлетел, поскольку перевозчики стараются заложить в нее все возможные риски.

- Если раньше пиком казалась стоимость в 300 тысяч рублей за фуру, то в декабре прошлого года мы преодолели рубеж в 430 тысяч рублей. Это абсолютный негативный рекорд. Речь шла о "скоропорте", поэтому ждать и торговаться мы не могли. В итоге только на внешний транспорт наценка составила 23 рубля на один килограмм при весе фуры около 20 тонн, - рассказал совладелец крупной калининградской торговой сети Олег Пономарев.

Эти сложности вынуждают бизнес пересаживаться на паромы и сухогрузы независимо от выделенных Литвой квот на железнодорожный транзит. Статистика говорит сама за себя: по итогам декабря прошлого года грузооборот паромной линии Усть-Луга - Балтийск увеличился на 13 процентов.

Литва уже запрещает транзит многих экспортных товаров, которые даже не попали под санкции

- Экспедиторы и контрагенты железнодорожных составов не горят желанием работать с калининградским направлением, поскольку теряют вагон из оборота в лучшем случае на полтора-два месяца. Из-за этих простоев они просто поднимают ставку на вагон и включают ее в стоимость нашего заказанного товара - металла и металлоконструкций, - подчеркнул вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Олег Чернов. - Неприятный сюрприз в конце года преподнесли транспортники: аренда машин для перевозки металла и стройматериалов по России выросла сразу на 10-20 процентов. Сложившаяся ситуация подталкивает некоторых предпринимателей уходить на "материк" или просто приостанавливать свою работу.

Решить проблему калининградской линии в обозримой перспективе можно лишь посредством увеличения пропускных мощностей портовой инфраструктуры и строительства дополнительных паромов, убеждены эксперты. В Минэкономразвития России сообщили, что уже принято решение о строительстве как минимум двух дополнительных железнодорожных паромов. Это позволит самому западному региону страны стать "абсолютно независимым от тех или иных решений третьих стран".

Справка "РГ"

Морские грузоперевозки между Калининградской областью и основной частью страны обеспечивают в общей сложности 25 судов. Все паромы и сухогрузы работают на четырех регулярных линиях: Усть-Луга - Балтийск, Бронка - Калининград, Санкт-Петербург - Балтийск и Санкт-Петербург - Калининград.

Цифра

1,8 миллиарда рублей выделили в качестве субсидии морским перевозчикам в 2023 году.