"Опера Априори" относится к тем арт-проектам, что сразу взяли очень мощный старт, максимально высоко подняв для публики уровень "исполнительского предложения". В самых разных московских залах музицировали лучшие из лучших оперные певцы мира: Стефани д'Устрак, Суми Чо, Марина Ребека, Йонас Кауфман, Рене Папе, Томас Хэмпсон, Андреас Шолль, Франко Фаджоли, Макс Эмануэль Ценчич и другие, для многих из которых концерт под эгидой "Опера Априори" оказался дебютом в России. А первым в истории фестиваля стало выступление в феврале 2014 года сопрано Юлии Лежневой и Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина.
Пандемия, а следом и изменившейся геополитический расклад заметно повлияли на фестивальный масштаб и палитру имен. Но благодаря тому, что проект всегда делал ставку не только на звезд оперы планетарного калибра, но на интересные, часто абсолютно эксклюзивные программы, такие, например, как опера Леонардо Винчи "Sigismondo, Re di Polonia", оратория Бетховена "Christus am Ölberge", оратория Мендельсона "Elijah" или совсем новые произведения современных авторов, начиная с "Черного монаха" Алексея Курбатова (в чем заслуга, прежде всего, основателя и продюсера фестиваля Елены Харакидзян), "Опера Априори" продолжает жить и даже предприняла попытку путешествия по России - концерты фестиваля уже состоялись в Архангельске, Уфе и Пышме.
Для того, чтобы передать атмосферу совершенно не пафосного юбилейного вечера в Москве не доставало лишь камина, а самой программе концерта чуть не хватило чувства меры. Но, с другой стороны, это свидетельствовало о дружеской щедрости музыкантов. Так всемирно знаменитый дирижер Максим Емельянычев сел за хаммерклавир и фортепиано на пару с Юрием Мартыновым, к ним присоединился Александр Рудин в амплуа виолончелиста, в каком, к сожалению, его можно услышать не так часто из-за огромного объема дирижерской работы, а также скрипачка Юлия Игонина, альтист Сергей Полтавский и кларнетист Игорь Федоров. Непосредственно оперу в концерте представлял дуэт солисток Большого театра - Альбина Латипова и Екатерина Воронцова, и с точки зрения непосредственно музыкального исполнительства это оказалось наименее убедительно, что, впрочем, не слишком повлияло на общее настроение концерта, в котором встретились Моцарт и Россини, Мейербер и Бетховен, Шуберт и Макс Брух, Бизе и Александр Розенблат.
Событием вечера стал голос хаммерклавира, благодаря безымянному меценату совсем недавно привезенного в Москву. Это копия инструмента знаменитого венского мастера конца XVIII - начала XIX веков Габриэля Антона Вальтера, выполненная в прошлом году чешским мастером Сергеем Крамером в мастерской Пола МакНалти в Дивишове. Максим Емельянычев и Юрий Мартынов составили инструменту блестящую профессиональную репутацию, тождественную и фестивалю "Опера Априори".
Совсем скоро фестиваль ради одного концерта переживет и опыт шуточного ребрендинга. 29 февраля на Малой сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко состоится концерт ОПЕРеттА AПРИОРИ: "Королева Чардаша". Венгерская сопрано Полина Пастирчак и пианист Яков Кацнельсон исполнят арии из оперетт Легара, Иоганна Штрауса-сына, Кальмана, Хойбергера, а также песни и вокальные циклы Листа, Бартока, Донаньи и Кодая.