В петербургском метро появились первые дамы-машинисты

Поезда петербургского метро будут водить первые десять представительниц прекрасного пола. Три из них получили допуски и уже работают. Девушек-машинистов можно встретить только на красной, Кировско-Выборгской линии. Специальных групп не предусмотрено. Учатся вместе с мужчинами. И - никаких поблажек.
Лидия Егорова: Я сменила работу стюардессы на машиниста и ни секунды не жалею.
Лидия Егорова: Я сменила работу стюардессы на машиниста и ни секунды не жалею. / Пресс-служба петербургского метрополитена

- Страха, когда первый раз самостоятельно повела поезд с пассажирами, не было. Волнение - да, - рассказала "РГ" машинист Лидия Егорова. - Видишь в боковые зеркала огромный состав, понимаешь, что в час пик в него могут сесть и полторы тысячи людей и ты одна несешь ответственность за каждого из них. Я должна вовремя уехать со станции: расписание составлено вплоть до секунд.

Лидию в подземку привело... небо. Окончила авиационно-транспортный колледж, потом Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, 15 лет работала стюардессой.

"Впервые оказавшись в кабине, не смогла сдержать эмоций, когда увидела свет в конце тоннеля"

- Пока летала, появилась мысль, что хочу быть пилотом. Я бывала в кабине, видела взлет и посадку - это завораживало. Хотелось самой управлять. Но стать пилотом не получилось. Год назад увидела объявление, что в машинисты метро набирают женщин. Подумала: может, это и есть мечта? Самолеты мне казались дельфинами в небе, здесь другая стихия - земля. Но смысл тот же. И я пошла, - поясняет Лидия.

Вообще-то в петербургском метро когда-то водили поезда и женщины. Женскую локомотивную бригаду набрали в 1955 году, в год открытия метро города Ленина. Но эта практика быстро закончилась. Новый виток произошел в 2021 году, когда профессия машиниста поезда была официально исключена из перечня вредных для здоровья. И - дамы получили шанс.

Отбор жесткий. Прежде всего по здоровью (наличие отличного зрения обязательно). Затем идет психологическое тестирование, само обучение, практика, допуск до "маневров" (это когда уже самостоятельно перегоняешь поезда на конечных станциях), и только потом после сдачи нормативов допуск к работе с пассажирами.

- Вначале промелькнула мысль, что, возможно, будет неуютно от темноты, замкнутого пространства тоннеля. Но впервые оказавшись в кабине, не смогла сдержать эмоций, когда увидела свет в конце тоннеля. Поезд приближался к станции, и я стала от восторга хлопать в ладоши. Машинист посмотрел на меня удивленно: "Впервые вижу такую реакцию". Но это были неподдельные эмоции! - вспоминает Лидия.

Хоть и стала водить поезда она недавно, у нее появился любимый перегон - между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества".

- Очень узкий тоннель, своды практически впритык к составу. Кажется, что ты на скорости влетаешь в эту конструкцию. Мгновение - и ты уже в ней, настолько четко вымерены ее габариты. Первый раз - ой, как на захватывающей дух карусели. Потом привыкаешь - и уже очень ждешь этот участок, - улыбается она.

Мнение

Аркадий Давыдов, машинист метро с 20-летним стажем:

- Сразу развею миф, что женщин стали набирать из-за большой нехватки персонала. Это не так, но мы действительно постоянно набираем машинистов: метрополитен развивается. Но что такое десять дам на полторы тысячи мужчин? Женщинам очень сложно оказаться среди обучающихся из-за жестких требований к состоянию здоровья. Мужчины вполне нормально относятся к дамам коллегам: у нас вообще дружный коллектив и девушки - его украшение. Что касается предыдущих профессий женщин-машинистов, то они абсолютно разные. Есть у нас инженеры, воспитатель детского сада, даже следователь.