По словам организаторов, за основу либретто в "блокадном" сочинении композитора взяты не биографические или хронологические факты, а символы блокадного Ленинграда.
Главный - голос Ольги Берггольц, звучавший практически ежедневно по ленинградскому радио. В оратории прозвучат стихи ленинградской поэтессы, которые для более глубокого эмоционального погружения слушателей будут сопровождаться вокализами сопрано. Получился своеобразный концерт для чтеца и голоса с оркестром.
Знаком несгибаемости ленинградцев является метроном, звуки которого раздавались из городских репродукторов все 900 дней. "Метроном стучит, значит, город жив, значит, ты живой", - эти строки неоднократно озвучивает хор.
Теме блокадного хлеба в оратории посвящены номера "Подвиг водителя", "Очередь за хлебом" и "Ладожский лед".
Стихи ленинградского поэта и военного корреспондента Юрия Инге, погибшего 28 августа 1941 года во время перехода Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, являются символом "Таллинского перехода". Его строки, прозвучавшие 22 июня 1941 года, вошли в партию чтеца, а последние стихи "Тральщики" стали развернутым музыкальным "полотном" оратории. В либретто оратории также вошли стихи блокадницы, ленинградской поэтессы Елены Вечтомовой, супруги Юрия Инге.
Номер на пушкинские стихи стали музыкальной кульминацией всей оратории. В самую страшную зиму 1941-1942 годов два мужественных ленинградца - директор консерватории Алексей Маширов и композитор Борис Асафьев - читали на набережной Невы стихотворение А.С. Пушкина "Люблю тебя, Петра творенье", считающиеся символом любви к городу и беззаветной веры в победу.
В либретто оратории, которое составлено самим композитором, также вошли стихи Михаила Дудина, Леонида Хаустова, Александра Прокофьева, Веры Инбер, блокадные частушки и свидетельства очевидцев, переживших все ужасы блокады.
Заканчивается монументальное сочинение знаменитыми стихами Ольги Берггольц "Никто не забыт, ничто не забыто". Произведение продолжает цикл музыкальных произведений Виктора Плешака "Музыкально-историческая эпопея "Русский мир"", посвященных отечественной истории, и является его десятой частью. Все произведения цикла были исполнены Государственным русским оркестром имени В.В. Андреева под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России Дмитрия Дмитриевича Хохлова.
Государственный академический русский оркестр им. В.В. Андреева - первый в мировой истории профессиональный коллектив, в котором национальные инструменты были объединены по принципу симфонического оркестра. Идея принадлежит его основателю - выдающемуся русскому музыканту, композитору и общественному деятелю Василию Андрееву.