18.01.2024 16:46
Поделиться

Госдума одобрила проект о локализации машин такси

Таксисты и их клиенты пересядут в отечественные или почти российские машины - необходимые требования к локализации установят регионы, а кабмин пропишет общие для страны правила. Такой законопроект депутаты приняли в первом чтении. Что изменится для "езды с шашечками" и какие риски будут убирать ко второму чтению, "РГ" объяснили в Госдуме.
Инициатива не будет распространяться на машины, которые уже используются в качестве такси.
Инициатива не будет распространяться на машины, которые уже используются в качестве такси. / Константин Завражин/РГ

Законопроект подготовлен по заданию главы государства: в начале июня 2023 года Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о разработке и применении требований к локализации производства автомобилей такси и каршеринга.

Авторами инициативы на данную тему выступили глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

Согласно инициативе, уровень локализации предлагается измерять в баллах. Система будет работать аналогично норме о допуске автомобилей к участию в госзакупках. Сам необходимый уровень "руссификации" пропишут регионы. А правительство РФ установит минимальный размер требований к уровню локализации. От этого параметра и будут "плясать" региональные власти - количество баллов локализации на местах должно быть не ниже правительственной планки.

Кроме того, кабмин сможет устанавливать общие правила - пропишет категории транспортных средств, используемых в качестве легкового такси. Авторы поправок при этом считают, что нецелесообразно распространять требования о локализации на транспортные средства стоимостью более 4 млн рублей, используемые для перевозок категории "бизнес-класс" и выше.

Почему авторы исключили бизнес-класс из законопроекта? Дело в том, что пока "не обеспечено предложение высоколокализованных автомобилей данной категории", говорится в пояснительной записке. То есть нужные модели автопроизводителям еще предстоит предложить рынку такси в необходимом количестве.

И еще один важный нюанс - решения не будут распространяться на транспортные средства, которые уже используются в качестве такси. Таким образом, акт субъекта Федерации не будет иметь обратной силы. То есть пока машины благополучно проходят техосмотр, они смогут использоваться таксистами и без необходимого уровня баллов. А новые авто в таксопарках уже будут на нужную долю отечественными.

Как подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин, новые нормы позволят поддержать российский автопром, создать новые рабочие места. "Надо помогать своим, российским, производителям, - уверен спикер, - и сделать все, чтобы автомобилестроение в нашей стране стало успешной, конкурентной отраслью промышленности".

Кабмин пропишет категории транспортных средств, используемых в качестве легкового такси

Закон предлагается принять по причине существенного падения продаж новых автомобилей на внутреннем рынке. Так, если в 2021 году объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России составил 1,67 млн единиц, то в 2022 году - только около 0,67 млн единиц.

По данным авторов, спрос на отечественные авто в связи со вступлением в силу новых требований составит порядка 100 тыс. машин ежегодно. Тем самым будут простимулированы продажи и производство российских легковых автомобилей. И вдобавок это означает независимость российской сети такси от импортных поставок автомобилей, комплектующих, запчастей, а также от поставок оборудования и программного обеспечения для технических сервисов. То есть независимость от санкционного давления.

Дополнительным эффектом станет создание стимулов для зарубежных автопроизводителей к максимальной локализации производства в России. Это позволит рассчитывать на приток дополнительных инвестиций в отрасль и рост налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ, говорится в пояснительной записке.

А если не принять меры, то рынок заполнят "китайцы", считают Кутепов и Гутенев: так, в январе-марте 2022 года доля продаж легковых и легких коммерческих автомобилей из КНР на российском рынке составляла чуть более 6%. А к декабрю она уже превысила 21%. Затем тенденция к росту продолжилась.

Как отметил в комментарии "РГ" член комитета по транспорту Александр Толмачев, инициатива является своевременной, ведь "импортонезависимость - ключевое слово последних лет". Но, по его словам, есть ряд сопутствующих вопросов, которые депутаты-профильники будут решать ко второму чтению. "Среди них - требование к автоконцернам обеспечить полный жизненный цикл автомобиля, - пояснил он. - Помимо выпуска машин, нужен налаженный выпуск запчастей - не "мастерами на все руки" где-то в гаражах и подворотнях, а официальными производителями на заводе".

Толмачев также отметил, что процент локализации все же необходимо прописать на уровне закона. "Неправильно, если на Дальнем Востоке он будет один, а на западе страны - другой, на порядок ниже, с соответствующей разницей в стоимости", - добавил он.

Кроме того, производители должны быть готовы дать гарантию на несколько лет, и не один-два года, а больше - машина, особенно для такси, не одноразовый товар, считает депутат. Также важный вопрос - какой будет цена на эти автомобили. Это можно решить, в том числе, за счет фиксированной наценки на такие машины.

"Будем готовить и обсуждать с коллегами поправки к законопроекту. Главное - не загнать службы такси в такие обстоятельства, при которых они будут вынуждены поднять цены для пассажиров", - резюмировал Толмачев.

Напомним, что таксисты пересаживаются на отечественные авто вслед за чиновниками - за это выступил президент России Владимир Путин на встрече с промышленниками 3 августа. После это и депутаты приняли решение о замене машин автопарка Госдумы на отечественные марки. 33 автомобиля "Лада Веста" уже поступили в думский гараж.