На выставке представлено более 100 уникальных экспонатов, рассказывающих об истории театра, о посещении его Лениным в статусе как революционера-нелегала, так и главы государства. Отдельная часть экспозиции рассказывает о воплощении этого легендарного образа на мхатовской сцене.
- Прошло не так уж много времени, а кажется, что вся эта "лениниана" в далеком прошлом, и это позволяет снять очки "официоза" и увидеть, что спектакли из этой самой ленинианы были творческими удачами. Они известны своими крепкими актерскими работами и отличной работой художников. И об этом нам хотелось бы рассказать в своем проекте, - отметила на церемонии открытия выставки директор Музея МХАТ Софья Грачева.
В годы революционного лихолетья прекратили свое существование многие частные театры. Но именно Московский Художественный был тем театром, который Ленин готов был сохранить для новой советской эпохи. Его удалось поддержать и сохранить во многом благодаря усилиям первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского.
А первая встреча будущего вождя с "русским Художественным" состоялась в период его нелегального пребывания в Москве, на пути из сибирской ссылки в Псков. Тогда, в феврале 1900 года, по воспоминаниям Н.К. Крупской, супруги посмотрели спектакль "Геншель".
"Владимир Ильич высоко ценил этот талантливый коллектив. Чрезвычайно загруженный партийной и государственной работой, Ленин находил время, чтобы посещать спектакли Художественного театра. Он говорил не раз, что выходит оттуда освеженным, бодрым, с новым приливом сил и желанием работать", - свидетельствует соратник Ильича Владимир Бонч-Бруевич.
Кстати, музей МХАТ привез в Ульяновск театральные кресла того времени под номерами 21 и 22, спроектированные архитектором Федором Шехтелем вместе со зданием Художественного в Камергерском переулке. Гарантий, что именно эти места занимали Ленин с Крупской, нет никаких. Но эти два кресла - того самого времени и из того самого зала. Они сильно отличаются от современных - мягких и комфортных. Удивительно, но таково было требование самого Станиславского.
- Театр не должен был располагать человека к отдыху, он должен был держать его в напряжении, чтобы действие, которое совершалось на сцене, было наиболее понятным, - объяснила такое необычное требование мэтра к зрительским сиденьям директор музея-заповедника "Родина В.И. Ленина" Ирина Котова.
Рождение Московского художественного стало важным явлением не только в русском, но и в мировом искусстве. Ведь на основе системы Станиславского живут и работают многие театральные школы Европы и даже американский Голливуд. Представлены костюмы и макеты мизансцен, созданные под руководством самого Константина Сергеевича, им более 130 лет. Со стороны хозяев экспозиционного помещения - Музея-заповедника "Родина В.И. Ленина" - на выставке представлена коллекция различных ленинских статуэток, подарок гражданина Германии, собиравшего их в течение всей своей жизни. Они очень органично разместились среди работ театральных художников и фотографий "ленинских" спектаклей.
Кстати, здание для выставки было выбрано не случайно. Это дом-ателье симбирского архитектора Федора Ливчака, чье архитектурное творчество созвучно творениям Федора Шехтеля - автора проекта здания Московского Художественного театра. Есть свидетельства, что архитекторы были знакомы друг с другом. В этом доме когда-то ставились любительские спектакли, сейчас здесь расположен музей, рассказывающий о театральной жизни старого Симбирска.
Мхатовская выставка состоит из пяти разделов: "Станиславский. Алексеевский кружок. Общество искусства и литературы", "Московский Художественный театр. Начало", "В.И. Ленин, А.В. Луначарский и МХТ", "В.И. Ленин в зрительном зале МХТ", "Образ Ленина на сцене Художественного театра".
Та самая "Лениниана" стала центральной темой советского искусства и литературы на многие десятилетия. Во МХАТе она была представлена культовыми спектаклями "Кремлевские куранты", "Залп "Авроры", "Так победим". Эскизы декораций, костюмы, макеты, видеозаписи и аудиоматериалы спектаклей позволят посетителям выставки соприкоснуться с творчеством выдающихся советских драматургов, режиссеров и актеров. Работа выставки в Ульяновске продолжится до следующей "ленинской" даты - дня рождения вождя 22 апреля.