Как местным органам власти конкурировать с бизнесом за лучшие кадры? Как сделать их работу эффективнее? Какими качествами должен обладать муниципальный служащий? Об этом шел разговор на форуме "Малая родина - сила Россия", который неделю назад состоялся в Москве.
- В словосочетании "муниципальная служба" ключевое слово - "служба", "служение". Служение Родине - это самое главное качество для человека, который приходит в органы власти, - задал тон разговору в рамках панельной дискуссии "Сила в людях" Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ.
Другие участники дискуссии важными чертами назвали неравнодушие и целеустремленность, желание и готовность развиваться, учиться, компетентность. Мэр Иркутска Руслан Болотов в своем выступлении на панельной дискуссии подчеркнул, что помимо всего перечисленного, важны любовь к малой родине и уважение к людям. Вопрос в том, чтобы найти таких людей, которые бы этими качествами обладали изначально.
- С 2021 года мы используем такой инструмент, как целевой набор в высшие учебные заведения для привлечения будущих сотрудников в муниципальные органы власти. Этот подход дает подготовку по тем специальностям, которые необходимы в конкретном муниципальном образовании. А еще - закрепление молодых людей. За три года работы, предусмотренных контрактом, формируется четкое понимание системы, точка компетенции, привязанность к организации, - отметил в ходе дискуссии Антон Котяков, министр труда и социальной защиты Российской Федерации.
Вопрос о компетенциях тоже не праздный - сегодня, когда на рынке труда сложился дефицит специалистов, борьба за кадры между бизнесом и муниципальным управлением обострилась. Органы власти чаще всего не могут предложить зарплату столь же привлекательную, как крупные корпорации. Но могут конкурировать другим: возможностью воплощать масштабные проекты и развития полезных навыков.
С точки зрения профессиональной подготовки Иркутску повезло. В городе много вузов - есть откуда черпать кадровый резерв.
- Но первоначально полученные компетенции необходимо поддерживать и развивать: для этого нужны программы переобучения - иначе невозможно соответствовать тем критериям, которые предъявляют нам люди и время. И мы благодарны Администрации Президента РФ за то, что сегодня таких программ более чем достаточно: есть возможность обучать сотрудников по разным направлениям. Эффект от такого подхода налицо - люди возвращаются не только с новыми идеями, но и пониманием алгоритма их реализации, - добавил Руслан Болотов.
Например, сотрудники мэрии Иркутска проходили обучение в "Сколково" по программе развития для 100 крупнейших городов России. В этом году по аналогии с известной школой губернаторов при РАНХиГС открылся проект "Школа мэров". Обучение проходят 160 глав муниципалитетов со всей страны, рекомендованные губернаторами и выдержавшими серьезный вступительный конкурс - четыре человека на место. В целом, по данным Минтруда РФ, ежегодно 23-25 процентов служащих проходят переобучение, актуализируют свои навыки и знания. А это важно, поскольку молодежь, выбирая место работы, смотрит в том числе на возможность прокачивать свои компетенции и расти.
В прошлом году Минтруд РФ сформировал необходимую нормативно-правовую базу, и в ближайшее время ожидается указ, который позволит формировать кадровый резерв на территории всей страны не только для государственной, но и муниципальной службы. Включение в резерв будет результатом работы конкретного человека, его качеств и достижений. Это станет инструментом социального лифта и преимуществом в той конкурентной борьбе, которую сегодня муниципальные образования ведут с корпоративным сектором.
Кстати
В Иркутске муниципальная служба, судя по всему, вполне конкурентоспособна. Руслан Болотов привел статистику, что в администрации города 35 процентов сотрудников работают свыше 15 лет, а еще 24 процента - более 20 лет.
"Это наш костяк, на котором держится очень многое. Это люди, которые прошли отбор, выдержали испытание ответственностью и не сломались", - подчеркнул мэр.