В Москву прибыли выжившие в авиакатастрофе в Афганистане. О чем они рассказали

Выжившие после крушения бизнес-джета Falcon 10 в Афганистане в пятницу утром вернулись в Москву. Самолет с россиянами - двумя пилотами и двумя медработниками, приземлился в московском аэропорту "Внуково".
Чтобы выжить, людям пришлось провести 1,5 суток на морозе, пришлось даже жечь шнурки, чтобы согреться.
Чтобы выжить, людям пришлось провести 1,5 суток на морозе, пришлось даже жечь шнурки, чтобы согреться. / Сергей Бобылев/ТАСС

Falcon 10, принадлежащий ООО "Атлетик Групп", выполнял чартерный санитарный рейс по маршруту Гая (Индия) - Ташкент - Жуковский. Бизнес-джет пропал с радаров вечером 20 января в воздушном пространстве Афганистана. На борту находились четыре члена экипажа и два пассажира. Самолет использовался для перевозки тяжелобольной россиянки.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), пассажирами разбившегося в Афганистане самолета была семейная пара из Волгодонска - Анна и Анатолий Евсюковы. Анатолий Евсюков был владельцем нескольких рынков, а также ряда торговых центров у себя в городе. Он арендовал частный самолет, чтобы доставить на лечение в Россию санитарным рейсом свою супругу, с которой он отдыхал в Таиланде.

Первоначальным местом вылета самолета была курортная Паттайя. Там Анна находилась в больнице на аппарате ИВЛ. У женщины "отказали почти все органы, кроме мозга и сердца". Во время полета она также была подключена к аппарату ИВЛ.

В минувшую субботу экипаж Falcon 10 сообщил о решении произвести вынужденную посадку в Таджикистане из-за нехватки топлива. Потом отказали оба двигателя и самолет пропал с радаров.

21 января Росавиация со ссылкой на российское посольство в Афганистане сообщила, что местная наземная поисково-спасательная служба нашла пропавший бизнес-джет. По данным ведомства, из шести человек, находившихся на борту, выжили четверо, у них различные травмы. Супруги Евсюковы погибли.

Ранее руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко в разговоре с "РГ" отметил, что главный вопрос, которой необходимо прояснить, что произошло в салоне при посадке, если погибли два пассажира, а сопровождающие остались живы? "Предположу, что женщина была ненадежно зафиксирована ремнями, и когда стало понятно, что ей угрожает опасность, муж бросился к ней на помощь, но при касании самолета земли произошел удар, который привел к гибели обоих", - поделился мнением эксперт.

По возвращении в Москву выживший в авиакатастрофе пилот Аркадий Грачев рассказал, что ему удалось посадить падающий самолет. "Мы не упали, мы сели на пике горы", - сказал Грачев. Он также сообщил, что люди провели 1,5 суток на морозе, им пришлось даже жечь шнурки, чтобы согреться.

"Ночь продержались, а потом за нами пришли афганские братья", - рассказал пилот. Затем они спускались с высоты 4 тысячи метров по глубокому снегу, до ближайшей деревни пришлось идти около пяти часов. На вопрос о причинах аварии Грачев ответил, что это были технические проблемы.

В свою очередь другой пилот Дмитрий Беляков рассказал журналистам, что причиной крушения самолета стала техническая неисправность, приведшая к проблеме с топливом. "По всей видимости, проблема с топливом. Это наличие льда, что нарушило поступление из основных танков в расходные баки", - пояснил он.

Также выжившие в авиакатастрофе прокомментировали сообщения СМИ о миллионе долларов, который якобы находился на борту разбившегося самолета. В частности, по словам Аркадия Грачева, таких больших денег в самолете не было, были только личные деньги. Он пояснил, что афганцы пришли помогать выжившим при крушении, их надо было как-то отблагодарить, поэтому им дали небольшие деньги. "Я еще был в нормальном физическом состоянии, мог идти, а других ребят они просто тащили волоком", - уточнил Грачев.

После авиакатастрофы СКР возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц.

Известно, что пилотов вместе с другими выжившими вызвали в прокуратуру для дачи объяснений.

Комментарий

Удивляет, как экипаж сел на пике горы. Володя Таланов мой старинный друг и спаситель. Почему спаситель? А мы разбились на самолете Ан-72 под Воркутой. Он был командиром экипажа. Причина - техническая неисправность борта. Я бы не писал эти строки, если бы не его воля и решительность.

Но Владимир Валерьевич Таланов кавалер орденов Красной Звезды, Красного Знамени (это за Афган) и Мужества (за ту самую жесткую посадку под Воркутой). Облетел на своем Ан-26 весь Афганистан. Мы говорим с ним о том, как приземлился "Фалькон 10" в горах Бадахшана. Лучшего эксперта мне не найти.

Владимир Таланов: Я удивился, что хоть кто-то остался в живых. Ведь там сплошные пятитысячники. Летишь над облаками, и только пики торчат. Долины, вернее, долинки, накрыты "ватой". Вот по этим пикам и ориентируешься. Но если в первый раз летишь, то надо быть знатным географом.

Ты бы смог посадить борт на склон горы?

Владимир Таланов: Ни за что. Надо искать ровную площадку. Это невозможно. Нужно везение. А что касается "Фалькона"… Он, как перышко, легкий. Реактивный. А двигатели отключишь - превращается в топор. Не перестаю удивляться, как экипаж смог совершить посадку и остаться в живых.

Ведь мы тоже под Воркутой остались живы…

Владимир Таланов: Там не было гор. Мы сначала приземлились, а потом уж разбились.

Володя много недоговаривает. Ровно через два года на Земле Франца-Иосифа при посадке в его борт влетел снежный заряд. Машина ударилась о полосу, левое крыло сломалось, и машина сложилась. Но опять чудо! Все живы. Обычно первыми на место происшествия прибывают медики и МЧС, если оно есть, конечно. А вторыми - следователи. И, конечно, берут подписку о неразглашении данных, теперь уже представляющих тайну следствия. Неважно, виноват пилот или подвела техника. В любом случае возбуждается уголовное дело. Общение с журналистами под запретом. Работников следствия можно понять. С каждым рассказом меняется реальность. Так устроена психика. А свидетельские показания человека, оказавшегося в психоэмоциональной перегрузке, иногда бывают далеки от реальности.

Вы спросите: каково это - оказаться на развалинах самолета в заснеженной тундре? Совсем неважнецки. Но нас быстро спасли. А вот ребятам из "Фалькона" в горах было совсем плохо. Говорят, жгли шнурки, чтобы согреться. Много ли тепла дает шнурок?

…Я тогда работал в "Известиях" и отвечал за пограничников. В октябре 1995 года разбился Ми-26 на Северной Земле в районе мыса Неупокоева. Семь человек погибли при жесткой посадке. Остальные, пока их искали, жгли свои… зарплаты.

Подготовил Юрий Снегирев