"Я уверен, что с решением этого вопроса надо поторопиться, - рассказал спикер Мосгордумы Алексей Шапошников. - Само понятие - водитель СИМ, с марта прошлого года прописано только в Правилах дорожного движения. Причем, вопреки ожиданиям, это никак не повлияло на снижение числа правонарушений". По данным столичных властей, с 1 марта по 30 сентября 2023 года в Москве с участием СИМ зафиксированы 665 ДТП, в которых погибли два человека, около 700 пострадали. Это втрое больше, чем годом раньше. Наказать компании-прокатчики могут лишь нарушителей Правил дорожного движения на арендных самокатах. Между тем каждый третий из них катается на частных СИМ.
С принятием поправок в КоАП РФ штрафовать нарушителей смогут сотрудники полиции и ГИБДД. Этими поправками депутаты предлагают ввести штраф до 1,5 тысячи рублей для водителей СИМ, которые едут в состоянии алкогольного опьянения, оставляют место ДТП, совершают нарушение, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего по неосторожности. Штрафом в тысячу рублей - наказывать тех, кто мешает движению пешеходов.
"В феврале планируем рассмотреть наш законопроект на заседании Мосгордумы", - сообщил Шапошников. После принятия документ будет направлен в правительство России, а затем в Госдуму.
"Я инициативу приветствую, но только штрафами тут не поможешь, - прокомментировала директор Центра инженерного образования, доцент кафедры электротехника и электрооборудование МАДИ Лариса Феофанова. - Нужно вводить специальные полосы для самокатчиков, чтобы их пути не пересекались с пешеходами. Может полезным оказаться и опыт стран, в которых дети 12-14 лет в школах сдают экзамен на получение прав на велосипед и самокат". А вот с введением правового регулирования СИМ законодатели, по мнению Феофановой, опоздали. "У самокатчиков нет прав и номеров, но сейчас появляются камеры, которые начинают штрафовать даже пешеходов за неправильный переход дороги, - рассказала она "РГ". - Распознавание по лицам вводится активно и в ближайшее время это будет развиваться, что упростит поиск нарушителей".
Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов уверен, что основная проблема - невозможность администрирования этих транспортных средств. "Вы же не поставите на каждый тротуар и перекресток сотрудника ГИБДД? - говорит он. - К тому же каждый год появляются все новые виды подобного транспорта". Например, электроскейтборды, электролыжи, которые развивают скорость до 60 км в час. И что, под каждый из них переписывать КоАП? Надо развивать инфраструктуру, убежден Шкуматов.