Мосгордума предложила ужесточить наказание для нарушителей на электросамокатах
Как сообщает в пояснительной записке редактор проекта документа спикер Мосгордумы Алексей Шапошников, поправки в КоАП РФ нужно вводить с 1 апреля, с открытия сезона, а не 1 с сентября 2024 года, как предлагали ранее федеральные власти. Связано это со стремительным ростом числа приверженцев этого вида транспорта и ростом числа нарушений.
При этом введение определения СИМ в правила дорожного движения весной минувшего года никак не повлияло на сокращение числа происшествий. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, за девять месяцев прошлого года было зарегистрировано 2,6 тысячи ДТП, что на 215,9% выше показателей 2022 года. Что касается Москвы, то здесь с 1 марта по 30 сентября зафиксировано 665 ДТП в которых погибли два человека, около 700 - пострадали. И количество ДТП и число пострадавших более чем на 300 процентов превосходит данные за аналогичный период 2022 года.
Еще выявлено 42,6 тысячи различных нарушений водителями СИМ. При этом 70% ДТП произошло с участием арендных электросамокатов, и только 30% - с участием частных СИМ. "Для того, чтобы СИМ органично вписались в городскую среду, необходимы комплексные меры - региональные решения по созданию инфраструктуры с максимальным разведением СИМ и пешеходов, профилактика, просветительская, образовательная деятельность в школах. Также важной частью этих мер являются законодательные инициативы по совершенствованию ПДД, - рассказывает Алексей Шапошников. - Поэтому я уверен, что с решением вопроса нужно поторопиться. 1 апреля стартует новый прокатный сезон, и к этому сроку нужно иметь уже обновленный механизм правового регулирования СИМ в КоАПе РФ".
Он отметил, что в проекте поправок в КоАП РФ предлагается установить ответственность водителя СИМ за значимые нарушения: поездки в состоянии опьянения, оставление места ДТП и прочих. При этом максимальная сумма штрафа составит 1,5 тысячи рублей. Такой размер штрафа будет для тех, кто ехал в состоянии алкогольного опьянения, оставил место ДТП, совершил нарушение, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего по неосторожности. И штрафом в размере одна тысяча рублей планируют наказывать тех, кто мешает движению пешеходов.
"В феврале планируем рассмотреть наш законопроект на заседании МГД", - уточняет Шапошников. После принятия документа, законопроект направят в правительство России, потом в Госдуму.
По словам директора центра инженерного образования и доцента кафедры электротехника и электрооборудования МАДИ Ларисы Феофановой, с введением правового регулирования СИМ законодатели даже опоздали.
"У самокатчиков нет прав, нет номеров, но сейчас появляются камеры, которые начинают штрафовать даже пешеходов за неправильный переход дороги, - рассказывает она. - Распознавание по лицам вводится активно, и в ближайшее время будет только развиваться. Это поможет с поиском нарушителей. Пояэтому я инициативу приветствую. Но только штрафами тут не поможешь, нужно развивать инфраструктуру. Например, в ряде стран дети 12-14 лет в школах сдают экзамен для получения прав на велосипед и самокат. Может, стоит взять это на вооружение. Конечно, нужно вводить специальные полосы для самокатчиков. Ведь любые разноскоростные потоки на одном пути будут заканчиваться авариями, это законы физики. Самые незащищенные в этой истории - пешеходы, а это и малые дети, и пожилые люди с различными заболеваниями".
Координатор движения "Синие ведерки", член общественного совета ГУ МВД Москвы Петр Шкуматов уверен, что основная проблема, не наличие или отсутствие штрафов, а, напротив, невозможность администрирования этих транспортных средств. "Вы же не поставите на каждый тротуар и перекресток сотрудника ГИБДД? - говорит Петр Шкуметов. - У СИМов нет номеров, сложно требовать регистрации. Порой катаются люди в шлемах и масках, как определишь, кто едет? И знаете, с каждым годом появляются новые виды подобного транспорта. Например, электроскейтборды, электролыжи, которые развивают скорость до 60 км в час. Каждый раз эти новые виды транспорта вписывать в КоАП? На электровелосипедах, а по сути электромотоциклах заднеприводных разъезжают курьеры - на скорости перемещения построен их бизнес. Отменить все это нельзя. Надо развивать инфраструктуру, научиться управлять этими новыми видами транспорта в городе. Но это целая дискуссия. А штрафы? Может быть, отчасти и помогут".