В Пятигорске обновят трамвайный парк и модернизируют контактную сеть

В конце февраля этого года на улицы Пятигорска впервые за 20 лет выйдут новые трамваи, которые собраны специально для узкоколейки курортного города. Вагоны рассчитаны на поездки по небольшим витым улочкам и отвечают всем требованиям к комфорту пассажиров. О ситуации с трамвайным парком в столице СКФО узнал корреспондент "РГ".
После приобретения городскими службами новых трамваев водителям еще предстоит освоить управление современной техникой
После приобретения городскими службами новых трамваев водителям еще предстоит освоить управление современной техникой / Владимир Аносов/РГ

Основу трамвайного парка Пятигорска сейчас составляют старенькие чешские Tatra и КТМ-15 Усть-Катавского вагоностроительного завода, последние из которых произвели в конце 1990-х годов. В городе семь маршрутов, на них выходят несколько десятков трамваев. К сожалению, транспортный парк окружной столицы пока оставляет желать лучшего. И хотя старые трамвайчики придают определенный шарм улицам бальнеологического курорта, они уже не справляются ни с наплывом посетителей, ни с запросами современного горожанина.

Новый трамвай собирают на профильном заводе госкорпорации "Ростех". Электрический вагончик модели 71-411 будет оснащен навигационной системой ГЛОНАСС, а также системами кондиционирования, вентиляции и освещения салона. В низкопольной части есть специальное место для инвалидов-колясочников.

Сложность состоит в том, что вагон для узкой колеи шириной всего в один метр совсем не массового производства. Такие узкоколейки сохранились в России только в Калининграде и Евпатории. Стандартное же расстояние между рельсами (во всех регионах страны) составляет 1520 миллиметров. Поэтому на уральском заводе колесные пары будут специально подгонять под размер узкоколейки Пятигорска.

Но самое главное - ходовая часть вагона оснащена системами, которые позволяют трамваю плавно двигаться даже по неровным рельсам, нивелируя вибрацию. Эта особенность для Пятигорска крайне важна, ведь помимо устаревшего парка трамваев в городе требует значительного обновления и рельсовая сеть.

Здесь властям столицы СКФО стоит присмотреться к опыту соседнего региона - летом 2023 года во Владикавказе заменили весь парк трамваев (28 вагонов), потратив на это 1,7 миллиарда рублей. И сразу же в административном центре Осетии столкнулись с проблемой модернизации транспортной инфраструктуры - трамвайные пути и контактные провода оказались так изношены, что с трудом выдерживали современную технику.

В итоге мэрия Владикавказа была вынуждена в срочном порядке заменить всю контактную сеть на трамвайных линиях города, а также во многих местах поменять рельсы. Это вылилось в большие финансовые траты, но другого выхода не было.

- Оборудование, которое стоит в этих современных вагонах, очень сложное и требует тонких настроек, - рассказывает электромонтажник "Уралтрансмаша" Денис Братцев. - Тут не получится просто "вдарить кувалдой", если что-то сломалось - и все починится. Техника совсем другая, нового поколения. И к состоянию дорожного полотна очень чувствительная.

По словам экспертов, низкое качество железной дороги приведет к тому, что в новых (и очень дорогих) вагонах быстро сломаются подвеска и моторные тележки. Эффект примерно такой же, как если бы "паркетный" автомобиль вместо скоростной трассы двигался по грунтовке, где на каждом метре встречаются ямы и колдобины. Техническая сторона вопроса не видна простому обывателю, но если ничего не поменять, новые трамваи будут простаивать в ремонте, а на их починку уйдут немалые средства, утверждают аналитики, опрошенные корреспондентом "РГ".

К слову сказать, Пятигорск и Владикавказ - единственные два города в СКФО, где сейчас функционирует трамвайная сеть. В Грозном и Кисловодске она существовала раньше, но затем была демонтирована. Тем не менее исследования показывают, что именно трамвай - один из самых востребованных видов городского транспорта.

Справедливости ради стоит отметить, что власти Ставропольского края понимают - одной закупкой новых вагонов накопившиеся проблемы не решить. В 2024 году в Пятигорске решили провести реконструкцию трамвайной сети города.

- В 2024 году планируется также начать реконструкцию контактной сети Пятигорска, чтобы привести ее в нормативное состояние, - прокомментировал ситуацию министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Евгений Штепа. - Поддержку минтранса мы уже получили. Наша заявка позволит заменить в ближайшие два года 30-50 процентов трамваев в Пятигорске.

По данным минтранса региона, субсидия на приобретение новых вагонов составила 80 миллионов рублей. Ее получателем стало ГУП "Крайтранс". .

Кстати

Вагоны модели 71-411, которые закупят власти Пятигорска, рассчитаны на перевозку более 150 человек, а максимальная скорость составляет 75 километров в час. Планируется, что курсировать по улицам города новые вагоны начнут во второй половине весны этого года. Проезд в трамвае в столице СКФО сейчас стоит 21 рубль. Для сравнения: во Владикавказе билет обойдется в 15 рублей, а в Краснодаре - в 40.