Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко после заседания оперштаба по обеспечению безопасности объектов инфраструктуры от опасных воздушных объектов рассказал, что одним из решений является "создание эшелонированной системы раннего обнаружения и уничтожения потенциально опасных объектов с использованием ресурсов предприятий".
О необходимости активной подготовки к отражению беспилотной угрозы в Ленинградской области заявили еще в октябре 2023 года. Тогда промышленники, представители госведомств и специалисты по антидроновой защите, которых собрала вместе Торгово-промышленная палата Ленобласти, обратили внимание на ряд препятствий, мешающих согласованной работе. Среди них было названо отсутствие обязательных требований по установке систем противодействия БПЛА в нормативах антитеррористической защищенности промышленных объектов. То есть наличие таких систем оставлено на усмотрение владельцев, за исключением предприятий наивысшей категории опасности, охраняемых Росгвардией или ФГУП "Охрана". Согласования конкретных систем противодействия БПЛА в госорганах от юрлиц также пока не требуется, достаточно лишь своевременно внести такое оборудование в паспорт безопасности объекта.
Некоторые предприятия, которые начали самостоятельно приобретать и использовать антидроновые комплексы, выяснили, что в России технические характеристики этих систем и порядок их применения либо вообще не регламентированы, либо прописаны фрагментарно. Поэтому у первопроходцев "самообороны" от БПЛА начались технические несостыковки закупленных ими приборов подавления БПЛА с оборудованием операторов мобильной связи и других пользователей радиоэфира.
Изменилась ли ситуация за последние месяцы? Определенные подвижки произошли, рассказал в разговоре с корреспондентом "Российской газеты" заместитель председателя ТПП Ленобласти, заместитель генерального директора ООО "Красносельская топливная компания" Марат Муртазин.
Так, 25 декабря 2023 года президент России подписал Федеральный закон N 666-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
"Этим документом изменен порядок применения защиты против БПЛА.?Если раньше средствами защиты могли пользоваться только сотрудники государственных силовых структур, то сейчас перечень таких организаций расширили, включив туда частные охранные предприятия. Но у этих ЧОП в уставах должны быть соответствующие упоминания, а их сотрудники должны пройти определенный инструктаж по правилам использования", - пояснил Марат Муртазин.
Пока, по его информации, сохраняется неопределенность в отношении технических решений для обеспечения бесконфликтной работы антидронового оборудования, чтобы не ставить под угрозу безопасность воздушных судов и надежность радиосвязи. Промышленники также хотели бы получить от ФГУП "Главный радиочастотный центр" (ГКРЧ) перечень устройств, рекомендованных для использования в целях защиты от БПЛА, или хотя бы характеристики таких устройств, при наличии которых их работа будет эффективна и безопасна. Есть надежда, что и эта проблема скоро будет решена.
Тем временем спрос со стороны предприятий на системы противодействия БПЛА уже превышает предложение, а стоимость самих систем делает их доступными только для крупных федеральных или региональных компаний. Высокая цена объясняется как их технологической сложностью, так и сложившимся дефицитом. Но ведь к объектам критической инфраструктуры относятся не только большие промышленные предприятия, но и мощности небольших компаний, важных для отдельных районов и населенных пунктов.
К тому же предлагаемые производителями комплексы, несмотря на существенную стоимость, все равно недоступны "здесь и сейчас", и заказчикам приходится ждать их по несколько месяцев. Однако интерес реального сектора экономики к защите остается очень высоким.
Один из руководителей компании, выпускающей гражданское оборудование по защите от беспилотников, в беседе с корреспондентом "РГ" подтвердил значительный рост спроса на такие системы со стороны организаций топливно-энергетического комплекса, металлургии и атомной промышленности. Среди заказчиков появились и предприятия, например, пищевой промышленности. Собеседник отметил, что срок поставки зависит от сложности заказанной техники: по системам начального уровня оборудование или есть в наличии, или же имеются комплектующие для быстрой сборки; для комплексных систем срок ожидания достигает четырех месяцев. Что же касается стоимости антидроновых систем для промышленных предприятий, то она действительно высока - начинаясь от почти пяти миллионов рублей и увеличиваясь по мере сложности заказа примерно в шесть раз. И тут заказчикам придется выбирать: платить за защиту или за возможные убытки.