Но главной темой пресс-конференции стали планы на 2024 год, благо, Третьяковская галерея в этом году открывает три новых площадки. Одну - в Москве, на Кадашевской набережной. И две - в Самаре и Калининграде.
Новый корпус Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, строительство которого продолжалось несколько лет (общая площадь - 35 000 кв. метров, выставочная площадь - 4000 кв. метров), откроется для зрителей осенью. Связь с историческим корпусом в Лаврушинском переулке подчеркивает не только стеклянный мост, соединяющий два здания, но и первая выставка в "Кадашах".
Проект с названием кратким "Передвижники" напомнит, что именно картины и графика "передвижников" составили первоначальное ядро коллекции Павла Михайловича Третьякова. Тогда и Перов, и Крамской, и Куинджи, и Саврасов, и Шишкин, и Репин, и Суриков еще были не классиками, а художниками-бунтарями, которые отказались выставляться в залах Академии художеств и создали свою альтернативную систему показа и продажи работ.
Они показывали свои картины на передвижных выставках в разных городах России. Покупателями их первых работ стали не царские особы, а московский купец, поддержавший своих современников и русское искусство. При том, что создание Товарищества передвижных художественных выставок было прежде всего общественным и коммерческим проектом, оно сыграло огромную роль в становлении чувства "самостоянья" художников, давало возможности работать не только на заказ. Без передвижников иной была бы не только судьба отечественной живописи, но и судьба общества в России.
Точно такую же ключевую роль в становлении русского искусства и русского общества сыграла коллекция Павла Михайловича Третьякова, став основой музея национального искусства. Эта первый за последние полвека показ наследия передвижников, по словам Татьяны Карповой, заместителя директора Третьяковской галереи по научной работе, обещает новое прочтение реалистического искусства и оценки его роли в искусстве ХХ века.
Уже весной Третьяковская галерея откроет свой филиал в Самаре, в здании памятника конструктивизма "Фабрика-кухня". Фабрика-кухня, которая была построена в 1932 году по проекту Екатерины Максимовой, замечательного архитектора, предназначалась для рабочих и инженеров Завода имени А.А.Масленникова. Отреставрированная, бережно восстановленная Фабрика-кухня, контуры которой образуют серп и молот, обретет новую жизнь как культурный центр, выставочная площадка, библиотека по искусству. В этом месте "гений места" встретится с национальным художественным музеем, XIX столетие с ХХ и ХХI веками.
Бережное отношение к истории города и здания проявляется не только в реставрации архитектурного памятника, но и в создании Музея Фабрики-кухни в пространстве филиала Третьяковской галереи. Этот музей обещает сохранить память не только о легендарном заводе, но и о людях, которые на нем работали.
Что касается первой выставки Третьяковской галереи в самарском филиале, то он будет посвящен еде. Проект "На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве" будет выстроен как трапеза, где первым блюдом следует второе и третье. Гурманов встретят произведения Павла Федотова и Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина и Зинаиды Серебряковой, Натальи Гончаровой и Ильи Машкова… Всего 130 произведений из российских музеев и частных собраний.
Другой громкой "премьерой" года обещает стать открытие филиала Третьяковской галереи в Калининграде. Новое здание площадью 17 000 кв. метров, распахнутое в город, уже построено и откроется весной. Первая выставка, "Пять веков русского искусства", судя по названию, тянет на блокбастер. Иконопись XVI-XVIII веков, портреты Боровиковского, пейзажи Щедрина, "золотой фонд" коллекции Павла Третьякова, авангард и открытия ХХ века… Проект выстраивает историю отечественного искусства и дает представление об уникальности коллекции Третьяковской галереи.
Судя по всему, жителям надо успеть на выставку до летнего наплыва туристов. И если на туристов рассчитан отдельный зал истории Третьяковской галереи, то Детский музей - на юных жителей Балтийского побережья.
Как известно, у Третьяковской галереи будет филиал на Орлиной сопке во Владивостоке (в здании также будут филиалы Эрмитажа, Мариинского театра и Приморская картинная галерея). Но - не раньше 2025 года. А пока интерактивные выставки планируются в бывшем офисе Дальневосточного пароходства, теперь - офисе компании FESCO. В этом году можно будет увидеть проекты "Не только Третьяковы", "Порт приписки - Дальний Восток", "Дальний Восток. Время авангарда".
Кстати, в конце 2025 года здание Новой Третьяковки на Крымском валу закроется на реконструкцию, сказала Елена Проничева. Но пока тут выставки в разгаре.
А что ждет зрителей Третьяковской галереи в Москве? Среди 30 выставочных проектов Татьяна Карпова, зам. директора музея по научной работе, выделила выставки "Николай Ульянов. Искусство без манифеста" в Инженерном корпусе, "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" (она представит творчество трех художников двух веков Виктора, Аполлинаия и Андрея Васнецова в рамках семейной истории) в Новой Третьяковке, "Адепты красного. Малявин & Архипов" и давно обещанную выставку Алексея Моргунова, одного из героев русского авангарда.
Говоря о международных проектах, Елена Проничева подчеркнула, что активно развивается сотрудничество с музеями Китая. В частности, в 2025 году планируется ретроспектива Ильи Репина в Пекинском национальном музее. В этом году Третьяковская галерея участвует в выставке в Пекинском столичном музее "Здравствуй, Россия!". А в Москве обещают выставку китайского художника Хань Юйчэня "Сияние Тибета".