"Минфин внес такие предложения на рассмотрение в правительство РФ, ждем решения", - сказали в пресс-службе ведомства.
Параметры изменений пока неизвестны, но по сообщениям источников из отрасли, знакомых с ситуацией, речь идет о надбавке к действующим ставкам НДПИ. Схожая мера применялась в начале 2023 года. Тогда угольщикам на три месяца увеличили налог на добычу на фоне рекордных цен на уголь на мировом рынке, что принесло дополнительно в наш бюджет порядка 30 млрд руб. Но сейчас биржевые цены на уголь совсем далеки от рекордных, хотя и выше в полтора раза средних значений кризисного для отрасли 2020 года.
В минфине не случайно уточнили о том, что повышение НДПИ привязывают к компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины. Ее часто еще называли курсовой пошлиной, поскольку она была привязана к курсу рубля по отношению к доллару - чем слабее рубль, тем выше пошлина. Она была введена в сентябре прошлого года, а с 1 января этого года отменена.
Экспортная пошлина касалась только компаний экспортеров и взималась только с объемов угля, поставляемого за границу. Рост НДПИ затронет все угледобывающие компании и будет взиматься со всего объема угля, добываемого в России. Кроме того, впрямую экспортная пошлина не могла повысить цену угля на внутреннем рынке, а вот рост НДПИ не оказать такого влияния не может. Но оно может быть и незначительным, а вот на экономику угледобывающих компаний рост налогов может повлиять очень сильно.
Как рассказали "Российской газете" в ИГ "ИВА Партнерс", подъем НДПИ или иное увеличение финансовой нагрузки на угольную отрасль сейчас усилит негативное положение, в котором оказалось большинство компаний, поскольку внешняя конъюнктура сейчас негативна, экспортные поставки имеют очень низкую маржинальность или убыточны. Изъятие же еще нескольких десятков млрд рублей ухудшит ситуацию еще больше.
У отрасли есть целый ворох проблем, помимо того, что цены на уголь на мировом рынке ушли вниз. С августа 2022 года на импорт нашего угля введено эмбарго ЕС. Туда отправлялись приблизительно четверть экспортных объемов - около 50 млн тонн. Их пришлось перенаправлять на другие рынки. Хорошо, если это была Турция или страны Северной Африки, логистика почти не менялась. Но при поставках из портов Балтики или Черного моря в Индию или тем более в Китай транспортные расходы вырастали в разы.
Отправить все объемы на восток железной дорогой не получается, ее пропускная способность ограничена. Модернизация Восточного полигона идет (модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, увеличение грузопотока в Китай и восточные порты), но пока все запросы на отправку грузов на Восток удовлетворены быть не могут. Не случайно ранее в минэнерго отмечали, что спрос на российский уголь за рубежом почти в два раза превышает фактически экспортируемые объемы. Причем компании могут увеличить добычу, а вот доставить уголь до покупателя уже нет. По этой же причине наши угольщики не смогли полноценно воспользоваться благоприятной мировой конъюнктурой в 2022 году и первой половине прошлого года.
Эксперт аналитического центра "Яков и партнеры" Нур Шаяхметов считает, что задача бюджета - собрать с угольщиков примерно 150 млрд руб. Доля рентных налогов в черной металлургии составляет 10%, в цветных и драгметаллах - 15%, а в угле - всего 2%. Но рентабельность у отраслей совершенно разная. Ценовое ралли угля давно закончилось, экспорт не через восточные маршруты доставки скорее убыточен. Добыча в Кузбассе сокращается из года в год (в 2023 году упала на 4%, до 214,2 млн тонн, экспорт - на 5%, до 114 млн тонн). Поэтому очередной налог сильно отразится на маржинальности угольщиков. Как вариант, обоснованным выглядит механизм налогообложения угля с зависимостью от цен, в таком случае можно будет и пополнить бюджет и не разорить отрасль, уточняет эксперт.
Как отмечает к.э.н., завкафедрой "Государственное и муниципальное управление" Финансового университета при правительстве РФ Ольга Панина, снизится рентабельность добычи бурого угля (считается менее прибыльным из-за низкого содержания углерода и высокой влажности), антрацита (его добыча изначально является более дорогой), угля с высоким содержанием серы и угля из наиболее удаленных месторождений.
По мнению Шаяхметова, в более выгодном положении по сравнению с теми, кто добывает энергетический уголь, окажутся компании, специализирующиеся на добыче коксующегося угля, поскольку цены на него обычно выше, и спрос более стабилен (он используется в металлургии). А более всех от роста НДПИ пострадают угольщики Кузбасса, считает эксперт.
В копилку к этим проблемам, есть сложности и на экспортных рынках. Основной импортер нашего угля - Китай вернул ввозные пошлины на уголь и возобновил после длительного перерыва закупки австралийского угля. То есть конкуренция усиливается, а цены падают.
С точки зрения директора практики Финансового консалтинга Группы "Деловой профиль" Анны Крысиной, рост НДПИ может негативно отразиться на экспорте, когда российским поставщикам угля, чтобы конкурировать на рынке АТР с другими, придется снова делать дисконт к цене. Новая надбавка к НДПИ, скорее всего, будет действовать, со 2 квартала 2024 года, и, являясь фиксированной, она не будет реагировать на сезонное снижение мировых цен, генерируя убытки. А если оно продолжится, то угольная отрасль вовсе перестанет быть рентабельной. После введения надбавки к НДПИ тяжелее всего придется угольщикам центральной и западной части России, которым экспорт и без того невыгоден из-за высоких расходов на транспортировку, поясняет эксперт.
Есть здесь также нюанс, связанный с наполнением региональных бюджетов и экономикой регионов. Рост издержек снизит налог на прибыль, который поступает в местные бюджеты. А если учитывать, что угледобыча всегда создает много рабочих мест и в некоторых регионах является основой экономики, то возможны и проблемы в социальной сфере.