Одним из наиболее перспективных направлений внедрения ИИ в торговле в ближайшие несколько лет станут улучшение прогнозирования спроса и автоматизация логистики. Компании могут сократить количество дефицитов, предвидя всплески заказов и обеспечивая наличие достаточных запасов. Точные прогнозы экономят и приносят деньги, но в них необходимо учитывать огромное количество факторов: рыночные тенденции, численность населения и демографические тренды, погоду, экономические показатели и многое другое. Только сложная программа способна проанализировать и смоделировать достаточно данных, чтобы сделать это правильно.
Если раньше ИИ рассматривался исключительно как инструмент автоматизации повторяющихся задач, то сегодня его истинный потенциал видят в принятии стратегических решений. Например, платформы для оптимизации маршрутов на основе искусственного интеллекта анализируют данные о дорожном движении в реальном времени, обновления погоды и даже поведение водителей, чтобы строить более эффективные маршруты доставки в режиме реального времени. Sea Machines Robotics представляет систему безопасности и оповещения об объектах на воде, которая обеспечивает более безопасное управление контейнеровозами. Искусственный интеллект теперь способен не только анализировать данные, но и принимать решения самостоятельно. Примером могут послужить беспилотные тягачи от Tesla, Volvo и Mercedes. На российском рынке роботизированный беспилотный тягач был представлен компанией КАМАЗ.
Профилактическое обслуживание на основе искусственного интеллекта анализирует данные датчиков машин и транспортных средств, выявляя потенциальные сбои до того, как они произойдут. Это позволяет заблаговременно планировать техническое обслуживание, максимально увеличивая время безотказной работы и минимизируя затраты на простои.
В 2024 году тенденция использования ИИ ярко выражена в организации ВЭД. Такой подход автоматизирует многие рутинные процессы, помогает диверсифицировать риски, снизить, а иногда и полностью исключить влияние человеческого фактора, стандартизировать предоставление информации и более эффективно использовать рабочее время.
Готова ли российская логистика к цифровой трансформации? В любом случае ей предстоят все изменения, связанные с развитием технологий и популяризацией ИИ. Вопрос в том, будет ли это происходить у нас одновременно с другими развивающимися странами или будем вынуждены догонять других игроков.
Ранее 90 процентов рынка грузоперевозок занимали крупные международные компании: MyASC, CMA, CGM, NSC. Отечественные игроки пока не имеют такой слаженной системы, однако активно работают над созданием бизнес-решений на основе ИИ, которые будут востребованы всеми участниками ВЭД для обработки и анализа данных, автоматизации и оптимизации различных процессов.