Генконсул Ирана в Астрахани оценил транспортно-логистический потенциал региона

Более 90 процентов грузов, следующих через астраханские порты, сегодня идут в Иран. А через Иран в Астрахань доставляют товары из Индии, Китая и Объединенных Арабских Эмиратов. В Астраханской области работают более ста предприятий с иранским капиталом, а также Торговый дом Ирана, основанный бизнесменами этой страны.
Мария Соловьева/РГ

Генконсул Ирана в Астрахани господин Мехди Акучекиан рассказал об экономических связях с Астраханской областью, значимости международного транспортного коридора "Север - Юг" и о том, готова ли портовая инфраструктура его страны к приему российских круизных лайнеров.

Вы работаете в Астрахани уже четвертый год. Помимо торговли, какие направления взаимодействия вы оцениваете как наиболее перспективные?

Мехди Акучекиан: На мой взгляд, Астраханская область с учетом ее исторического прошлого и географического положения имеет хороший потенциал для расширения связей также в сфере культуры и образования. К счастью, за последние два года были предприняты важные шаги в этом направлении. Это взаимный студенческий обмен, поездки в Иран юных астраханцев, изучающих персидский язык, приезд в Астрахань нашего преподавателя для обучения студентов персидскому языку, а также признание министерством науки Исламской Республики Иран дипломов двух местных вузов, включая дипломы кандидатов наук. Уже сейчас высшее образование в Астрахани, преимущественно в медуниверситете, получают более 200 иранцев.

Все эти шаги, наряду с установлением безвизового режима для туристов между Ираном и Россией и укреплением торговых отношений с Астраханской областью, способствовали увеличению турпотока между двумя странами.

Грузооборот через местные порты впервые за десять лет вырос до 4,5 миллиона тонн. Большую часть грузопотока обеспечили связи между нашими странами. Что везли из Астрахани в Иран и обратно?

Мехди Акучекиан: В 2023 году из портов Астрахани в три северных порта Ирана - Энзели, Амирабад и Ноушехр были отправлены зерно, масличные семена, древесина и пиломатериалы, а в обратном направлении поступали цемент, химическая продукция и продукты питания. В 2024 году в Астраханском порту (контрольный пакет акций порта принадлежит иранским инвесторам) был открыт так называемый холодный коридор. Это мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, который обеспечил возможность экспорта сухофруктов, киви и свежих овощей из Ирана в Россию без участия третьей стороны. Пробная партия цитрусовых прибыла морским путем из Ирана в Астрахань в январе этого года. За счет мощностей холодного коридора мы рассчитываем увеличить долю иранской продукции на российском рынке.

Сегодня инвесторы из Ирана активно вкладывают средства в астраханскую портовую инфраструктуру. Есть ли перспектива наращивания грузового флота на Каспийском море в связи с возрастающей ролью МТК "Север - Юг"?

Мехди Акучекиан: Иранская судоходная компания "Хазар Си Шиппинг Лайнз" запланировала предоставить 30 новых судов для перевозки и транзита грузов. Многие из них будут задействованы для транспортировки грузов по маршруту Астрахань - северные порты Ирана и оттуда в Индию и другие страны на юге Персидского залива.

В рамках соглашения о безвизовом обмене Иран уже посетили первые группы российских туристов. Насколько реально восстановить прерванное в 2022 году прямое авиасообщение из Астрахани в иранский город Решт?

Мехди Акучекиан: Летом 2022 года был осуществлен первый авиаперелет по маршруту Астрахань - Решт, но по каким-то причинам он не получил должную поддержку. Недавно губернаторы иранских провинций Мазандаран и Гилян во время поездки в Астраханскую область на встрече с ее властями уделили этому вопросу особое внимание. Были приняты необходимые решения для возобновления прямых авиарейсов. Обе стороны должны подойти к этому со всей серьезностью. Я знаю, что иранские власти усиленно работают в данном направлении, и мы надеемся, что с помощью представителей федеральных органов власти и правительства Астраханской области мы вскоре станем свидетелями возобновления прямых авиарейсов.

На астраханских верфях несколько лет строится круизный лайнер "Петр Великий", совсем недавно получивший новое имя - "Владимир Жириновский". Операторы обещают проложить туристический маршрут по Каспию с заходом в порты всех прикаспийских государств уже в текущем году. Насколько готова портовая инфраструктура Ирана к приему таких судов?

Мехди Акучекиан: Порты на севере Ирана, такие как Энзели, Ноушехр и Амирабад, имеют хорошо оснащенную инфраструктуру, а морские путешествия определенно будут способствовать увеличению числа туристов в обеих странах. Мы готовы информировать соответствующие органы нашей страны, как только власти Астраханской области предоставят нам дополнительную информацию о маршрутах круизного лайнера, строящегося на астраханских верфях. С этой точки зрения не возникнет никаких проблем. Мне кажется, люди, которые интересуются морским туризмом, хорошо воспримут эту новость.

Почти два года назад астраханские власти подкрепили взаимное сотрудничество с иранской стороной соглашением с Фондом Исламской революции "Мостазафан". Среди совместных мероприятий значилось и создание новых предприятий. На каком этапе находится строительство мукомольного завода в Астраханской области?

Мехди Акучекиан: Сотрудничество Фонда Исламской революции "Мостазафан" и Астраханской области представляет интерес для обеих сторон. С учетом недавних перестановок в руководстве фонда "Мостазафан" мы планируем организовать встречу губернатора Игоря Бабушкина и президента Фонда Исламской революции "Мостазафан" господина Дехгана. Надеемся, что результаты, достигнутые на встрече, создадут динамику в отношениях между двумя сторонами. Будет обсуждаться и строительство мукомольного завода. Этот и многие другие пункты окончательно согласуют на заседаниях комиссии по экономическим вопросам, в том числе на заседании совместной экономической комиссии Ирана и России, которая пройдет в ближайшее время в Тегеране.

Как сотрудничают астраханская особая экономическая зона "Лотос" с иранскими свободными торгово-промышленными зонами "Энзели" и "Чабахар"? На каком этапе находится создание Ассоциации особых экономических зон стран Прикаспия?

Мехди Акучекиан: Сотрудничество между иранскими свободными зонами "Энзели" и "Чабахар" и "Лотосом" было определено в соответствии с перспективами коридора "Север - Юг". Предполагается, что мощности, причалы и портовая инфраструктура в "Энзели" и "Чабахаре" будут задействованы для транзитных грузов, прибывающих из Республики Беларусь в астраханский порт. Их отправят в "Энзели" и передадут на хранение, а затем грузовыми машинами перевезут в "Чабахар" и, наконец, в Индию и другие страны Персидского залива. Этот маршрут с учетом затраченного времени и издержек более выгодный и обоснованный.

Что касается Ассоциации ОЭЗ стран Прикаспия, сотрудничество в этом направлении планируется обсудить на Каспийском экономическом форуме в Тегеране. Хочу отметить, что форум должен был состояться еще в прошлом году, но был отложен из-за того, что некоторые Прикаспийские государства не подтвердили свою готовность к участию, а новая дата еще не определена. Созданию ассоциации Иран и Россия уделяют самое пристальное внимание. Надеюсь, что после соглашения между экономическими зонами Ирана и России к проекту присоединятся и другие страны Прикаспия.

Кстати

Генеральное консульство Ирана работает в Астрахани с 2001 года. В настоящее время в России два генконсульства этой страны. Второе находится в Казани.