В судьбе Олега Янковского было немало белорусских пересечений
Не исключены они и в родословной со стороны отца, Ивана Павловича Янковского. Есть версия о его происхождении из дворян Витебской губернии, но она требует документального подтверждения. Родился же отец актера в Варшаве, как указано в приговоре украинского ГПУ по его делу, вынесенном 3 июня 1931 года в Одессе. В семьях репрессированных нечасто подробно говорили с детьми о корнях семьи. Иван Павлович Янковский умер в 1953 году и о многом родным рассказать не успел. На такой почве часто появляются легенды. Легендарно и традиционное представление о службе отца Янковского на Первой мировой войне, которое транслирует ряд источников: Иван Павлович значится там штабс-капитаном Семеновского полка, командиром роты, раненным во время Брусиловского прорыва и награжденным орденом Святого Георгия. Архивные свидетельства подтверждают и командование ротой, и ранение, и орден, но иначе. Реальный Иван Павлович Янковский был офицером, дослужился до подпоручика, командовал ротой в Илецком пехотном полку, был контужен под Ригой в январе 1917 года и получил орден Св. Станислава 3-й степени.
Белорусские страницы на жизненном пути его сына Олега прослеживаются с конца 1950-х годов. В 1957 году его старший брат Ростислав Иванович Янковский (1930-2016) переехал в Минск и стал актером Государственного русского драматического театра Белорусской ССР имени Горького (со временем он удостоился звания народного артиста СССР). Вскоре к брату в Минск перебрался и Олег. И там впервые вышел на сцену в эпизодической роли мальчика в пьесе драматурга Афанасия Салынского. Дальнейшее актерское становление молодого Янковского происходило в театральном училище в Саратове, затем в местном драматическом театре, а потом и в знаменитом московском "Ленкоме", где он играл с 1973 года.
Однако всесоюзной знаменитостью Олег Иванович стал еще в конце 1960-х благодаря ярким ролям в кино. Снявшись в 1968 году у Владимира Басова в фильме "Щит и меч" и у Евгения Карелова в картине "Служили два товарища", Янковский вскоре оставил след и на киностудии "Беларусьфильм". След оказался коротким, но ярким: если две картины с его участием, "Жди меня, Анна" и "Белая земля", остались в расширенной версии истории советского кино, то снятый в 1969 году фильм "Я, Франциск Скорина" и поныне считается одной из лучших белорусских картин всех времен.
Это была первая единолично главная роль 25-летнего Олега Янковского в кино: в фильмах Басова и Карелова образы первостепенные, но они всего лишь одни из главных наряду с героями выдающихся актеров Станислава Любшина и Ролана Быкова. В картине же о первопечатнике Франциске Скорине из Полоцка Янковский царит в кадре безраздельно, для молодого артиста это было серьезное испытание, и он выдержал его более чем достойно, невзирая на шероховатости сценария.
Режиссер Борис Степанов и автор сценария, бывший министр кинематографии БССР Микола Садкович, чей роман лег в основу кинофильма, не слишком строго относились к исторической точности повествования. Достоверных сведений о белорусском первопечатнике XVI века сохранилось не так много, и полет творческой фантазии было несложно оправдать.
Открывается картина цитатой из Скорины, актуальной во все времена: "Более в науках и книгах оставить память свою, нежели в тленных сокровищах царских...". Любопытно, что в фильме о полоцком первопечатнике никакого Полоцка в кадре нет, а белорусскую землю представляют лишь заснеженные просторы. Сцены с печатанием Скориной книг, которое и обеспечило ему место в истории, сокращены до минимума. Главное же в картине - это свободолюбивая, намного опережающая свой XVI век личность героя, и с этой задачей Олег Янковский справился великолепно. Его Скорина очень разный - он проходит путь от робкого юноши, приезжающего в Краков поступать в университет, до красноречивого борца с невежеством, суевериями и доносительством, чтобы в конце концов разочароваться под грузом жизненных неудач.
Здесь повествование по мотивам биографии первопечатника далеко отходит от исторической почвы: тот самый Скорина из XVI столетия не был ни университетским бунтарем, ни пессимистом в зрелые годы. Но и версия "Беларусьфильма" имеет право на существование, а обаяние актерской игры Янковского неплохо сглаживает сценарные несуразности. От настоящего Скорины в фильм перекочевали его знаменитые фразы из предисловий к изданиям Библии. Получив в Падуанском университете степень доктора медицины и перстень Гиппократа, герой Янковского говорит пламенную речь про птиц, рыб, зверей и пчел, что возвращаются в гнезда, норы и ульи свои: "Так и люди: где родились и вскормлены были, то место любить и помнить должны, ибо там их родина и там их судьба". Такой первопечатник Франциск более чем убедителен - и духовно близок к историческому оригиналу.
Любопытно, что братья Скорины, старший Иван и младший Франциск, в кино сыграны братьями Янковскими, старшим Ростиславом и младшим Олегом. Братья дивно хороши в кадре в одних санях, хотя затем по сценарию старший Скорина прогоняет брата-вольнодумца из своего дома в Вильно.
Именно свободомыслие Франциска Олег Янковский сыграл в этой картине наиболее убедительно. Этот образ отчетливо перекликается с его знаменитой ролью конца 1970-х в фильме Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен". В сцене бурного диспута в университете, когда Скорине инкриминируют "переложение Священного писания на пагубный язык черни" и грозят инквизицией, тот пылко отвечает вполне в духе позднейшего Мюнхгаузена: "Истину на костре не сожжешь".