На встрече с пассажирами, которые уже пользуются новостройкой, мэр Москвы Сергей Собянин напомнил, что в прошлом году станцию Лианозово перенесли на другое место, поближе к станции подземки "Лианозово" салатовой ветки. Для нового транспортного узла решили создать новый московский вокзал. "И вот вторая очередь этой большой стройки в основном завершилась, - сказал глава города. - Москва получила свой 50-й вокзал на Московских центральных диаметрах. Это хороший подарок для москвичей. Надеюсь, что он улучшит транспортную доступность жителей четырех районов.
Напомню, станция Лианозово, расположенная на МЦД-1 между станциями Марк и Бескудниково на границе районов - Лианозово, Бескудниково, Дмитровский и Восточное Дегунино, открылась еще в 1913 году. Но все это время она была открытой платформой, как и большинство пригородных станций столичного региона. Теперь же пассажиры получили здание площадью свыше семи тысяч квадратных метров. Теплые павильоны, лифты, эскалаторы, информационные табло, интуитивно понятная навигация. Поезда подходят к платформам, закрытым на всю длину навесами. Словом, все, как и положено по новым столичным стандартам. Северный вестибюль соединен со входом в метро и строящимся переходом через Лианозовский проезд, благодаря ему на пересадку с диаметра на метро теперь требуется всего две-три минуты без выхода на улицу. Южный вестибюль интегрирован с подземным пешеходным переходом через Лианозовский проезд, а также еще одним строящимся переходом через Дубнинскую улицу - он сократил время пересадки с поездов МЦД на городской наземный транспорт в четыре раза.
Замгенерального директора ОАО "РЖД" Олег Тони отметил, что строительство вокзала велось более двух лет без остановки движения поездов. Работа была сложная, но результатом и он удовлетворен: "Все получилось: безбарьерная среда, хорошее освещение, санитарно-бытовые условия". Прогнозируя востребованность нового вокзала, Собянин сказал: "Сейчас станцией Лианозово МЦД-1 пользуются ежедневно девять тысяч человек. А к 2030 году ожидаем, что пассажиропоток вырастет на 67 процентов и вокзалом будут пользоваться до 44 тысяч пассажиров в сутки".
Московские центральные диаметры, которые в столице называют наземным метро, один из самых молодых видов городского транспорта. Самые первые из них - МЦД-1 и МЦД-2, связавшие подмосковные города Одинцово и Лобню, а также Нахабино и Подольск, были запущены в 2019 году. В прошлом году к ним добавились МЦД-3 и МЦД-4, которые курсируют между Зеленоградом и Раменским, а также МЦД-4 - связавшие Апрелевку и Железнодорожный. Комфортабельные поезда по ним ходят каждые пять-шесть минут, пересадка на метро с них бесплатная. Такая система снизила расходы многих пассажиров подмосковных городов в три-четыре раза.
Неудивительно, что лишь за прошлый год жители столичного региона совершили на МЦД более 360 миллионов поездок. Москва и сейчас продолжает развитие диаметров. В частности, в этом году завершится создание целого ряда новых городских вокзалов: Митьково на МЦД-3, Щербинка на МЦД-2. На третьем диаметре до конца 2024 года заменят и все устаревшие поезда. Кроме того, в дорогу выйдет поезд нового поколения "Иволга 4.0". Его главное отличие - появление третьей двери в промежуточных вагонах, благодаря которой посадка и высадка пассажиров будет проходить быстрее. В остальном он сохранит все ставшие привычными пассажирам сервисы - зарядки, многоуровневые поручни, удобные сиденья, крепления для велосипедов и другие.
В ближайшее время Москва планирует решить вопрос о включении в тарифную систему Московского транспорта Ярославское и Павелецкое направления железной дороги с 39 станциями. К 2030 году по планам развития транспортной системы столицы тактовое движение должно быть организовано на всем Центральном транспортном узле России. В результате поезда, связывающие Москву с областными центрами и крупнейшими городами Центральной России, будут ходить в шесть раз чаще, а еще 125 станций МЦД и МЦК после реконструкции и модернизации приведут в соответствие со стандартами Московских городских вокзалов. По словам Сергея Собянина, новые городские вокзалы будут принимать в столице даже поезда высокоскоростной магистрали, которая пройдет между Москвой и Санкт-Петербургом. С этой целью правительство Москвы взяло на себя обязательство обеспечить необходимую инфраструктуру - на пути будущих остановок ВСМ создать условия на Ленинградском вокзале, станциях Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград-Крюково.