Журналиста "РГ" "заманили" в частную клинику и чуть не "вылечили"

Ну разве устоишь, когда целый день звонит телефон. А Лена, Оля, Марина, Алла, Надежда Ивановна... - несть им числа - сладким пением сирены зазывают посетить ту или иную частную медицинскую клинику и пройти бесплатное обследование у врачей редких специальностей? Не устоял и я. Любопытство взяло верх, что за сыр навязывают по телефону? И не мне только, а тысячам таких, как я. Выбираю РМ - клинику, что на Таганке, где мне настойчиво советовали обследовать сосуды головного мозга.
Если вы согласились бесплатно пройти обследование в частной клинике, все равно придется заплатить кучу денег.
Если вы согласились бесплатно пройти обследование в частной клинике, все равно придется заплатить кучу денег. / unsplash.com

Иллюзия диагноза

Молодой врач М. оказался терапевтом, а вовсе не неврологом или кардиологом. Но он был деловит и энергичен. Померил давление, задал несколько вопросов: курю? пью? на что жалуюсь? Затем набросил на голову сетку с датчиками со словами: "Сейчас все узнаем". И сказал сидеть спокойно. Через пару минут "исследование" закончилось. Любопытствую: что же оно показало? Хотя понимаю: вряд ли эти манипуляции можно было назвать электроэнцефалографией.

- А вы смотрите сами, - доктор ударил пальцем по клавише, и на экране компьютера выскочила таблица, на которой красными буквами, как приговор, было написано, что эластичность и проходимость сосудов утрачены на 100%. "Лечиться надо срочно,- тревожно изрек он. - С сосудами головы шутки плохи".

Я отнесся к этой новости спокойно. Не так давно проходил "дуплексное сканирование брахицефальных артерий", и результаты показали, что кровоток у меня в "диапазоне возрастных нормативных значений". Видя мою невозмутимость, терапевт вдруг ошарашил вопросом: "А что это у вас лицо пожелтевшее? И глаза тоже желтые? Много пьете? Давайте проверим печень". Тут-то он меня заинтриговал, хотя печень меня не тревожила, да и заядлым выпивохой никогда не был.

Бесплатные акции, о которых вам сообщают по телефону, - это, как правило, маркетинговый ход по заманиванию пациентов. Фото: РИА Новости

Доктор повел меня на УЗИ, долго молча изучал результаты. И снова его диагноз ударил как молотком по голове: "Все плохо, жировая дегенерация, на грани гепатоза, следующий этап - операция. Но пока еще можно исправить. Вы готовы лечиться?"

Я попытался выяснить связь между сосудами головного мозга и печенью. "Все очень просто: почистим печень - кровь будет быстрее поступать к мозгу. И вы сразу почувствуете себя лучше", - пояснил врач. После чего что-то написал на листочке и передал его сопровождающей меня девушке.

Договор - и свободен

Оказываюсь в комнате переговоров. Менеджер пояснила, мол, мы компания частная, услуги у нас платные и, сами понимаете, за лечение надо платить. Сыр, которым меня заманивали, приобрел реальную цену. Чтобы "почувствовать себя лучше", мне нужно было выложить 200 тыс. рублей.

Заметив, что я не ведусь на лечение, к разговору подключилась старший специалист сервисного отдела Юлия. Речь она начала издалека: как важно в моем возрасте поддерживать здоровье, заботиться о сосудах, рассказала о печальном опыте тех, кто этим пренебрег. А заодно упомянула: "Лечить вас будут дорогим импортным лекарством замечательные специалисты. А вы и ваша семья три года могут бесплатно проходить в клинике обследование, получать консультацию у любого врача".

Так, размазывая кашу по моим ушам, она подошла к разговору о цене. "Нет денег? Неужели вы на старость не накопили? А родственники не помогут? К тому же у нас для вас есть скидки, поможем оформить кредит, не волнуйтесь, беспроцентный, банк эти проценты возьмет с клиники".

Меня препровождают в комнату для оформления кредитного договора. Тут-то и потребовался мой паспорт, о котором мне постоянно твердили, чтобы его не забыл при посещении клиники. Документы ручьем потекли из принтера. "80 страниц,- улыбнулась девушка за компьютером, - наберитесь терпения". Еле успевал подписывать.

Следом меня ждал не менее интересный поворот. После оформления бумаг тут же повели делать капельницы: "Давайте, не откладывая, начнем лечение, вы сразу почувствуете себя лучше". Покорно плетусь. Уже лежа на кушетке, размышляю, кто из нас безрассуднее: я или врачи, которые не взяли у меня даже анализ крови?

"Счастье" за 126 232 рубля

Наутро, слава Богу, я был жив. Перед тем как идти в клинику расторгать договор, сел за изучение врученных мне бумаг. Что касается банка, то договор с ним не удивил. Он перечисляет клинике 98 305,20 рубля, а я выплачиваю ему эту сумму с процентами -16,89 годовых. Хотя и заверяли меня, что кредит беспроцентный.

А сам я, если верить "Информационному добровольному согласию об объеме и условиях оказываемых платных медицинских услуг", согласен со всем. Даже с тем, что за "возникновение побочных эффектов и осложнений" клиника "не несет ответственности". То есть сам дурак.

Обращаюсь к знакомому врачу по поводу приписанных мне капельниц. Прокомментировал он кратко: "В основном они носят поддерживающий характер. Хуже, конечно, не станет, но проблемы сосудов головного мозга они не решат. А вот ценник впечатлил".

Захожу на сайты аптек и начинаю понимать. "Дорогое импортное лекарство" Вессел Дуз ф 600 ЛЕ/2мл (1 амп.), выясняется, стоит от 2800 до 3800 руб. В упаковке 10 ампул. Мне нужно сделать 5 капельниц, но только за... 30 тыс. Почувствуйте разницу!

А придя в клинику, узнаю, что уже изрядно ей задолжал. Стала понятна их настойчивость незамедлительно меня "лечить" после подписания бумаг. На разговоры ушло немало времени, но договор расторгли, удержав с меня 27 тыс. рублей. Еще 7 тыс. по процентам пришлось заплатить банку.

Так что если вы согласились пойти в частную клинику проверить свое здоровье без рубля в кулачке, скорее всего, вам все равно придется заплатить кучу денег, так и не узнав доподлинно, чем вы больны и от чего надо лечиться.

Комментарий

Наталья Костюченко, адвокат:

"Настойчивые звонки и убеждения посетить клинику для бесплатной консультации зачастую оказываются агрессивным маркетингом, направленным на социально незащищенных и доверчивых людей. Договор с клиникой в таких случаях фактически подписывается под мягким, но все-таки давлением. Но согласно действующему законодательству, в частности статье 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также ч. 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ, у вас есть право в любое время его расторгнуть. То есть потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. А ваши требования подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня обращения.

Для этого необходимо подать в клинику заявление о расторжении договора оказания услуг с требованием возврата денежных средств. Заявление должно быть адресовано руководителю (директору) клиники и составлено в двух экземплярах - одно для клиники, а второе остается у потребителя. На экземпляре потребителя должна быть отметка клиники о получении такого заявления.

Если сотрудники клиники отказываются принимать и регистрировать заявление, то его можно направить "Почтой России" по юридическому адресу медучреждения ценным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке.

Также необходимо обратиться в банк, в котором был оформлен кредит, с заявлением о досрочном завершении действия кредитного договора в связи с расторжением договора об оказании услуг. В банке обязательно возьмите документ, свидетельствующий о закрытии кредитного договора.

Но помните: до завершения его действия вы обязаны выполнить кредитные обязательства в полном объеме.

Если по истечении 10-дневного срока клиника не осуществит возврат денег, вы вправе обратиться в суд. Согласно п. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей", он взыскивает с клиники за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в вашу пользу.

И еще момент. Если по истечении 10-дневного срока возврат денег клиникой не произведен, то возьмите в банке справку/выписку по вашему кредитному счету, приложите к ней копию уведомления о расторжении договора услуг и обращайтесь с этими документами в полицию/прокуратуру с заявлением по факту мошенничества со стороны клиники.

И конечно, вы как потребитель вправе подать жалобы в территориальный орган Роспотребнадзора и Росздравнадзора. Эти ведомства осуществляют контроль как над государственными, так и над частными медицинскими учреждениями".

Кстати

Сразу после подписания договора я буквально на следующий день пошел проверить свою брюшную полость на УЗИ, в том числе и печень. Оказалось, все в норме, "изменения не выявлены", констатировал врач.