Выставка "Биомеханика Мейерхольда. Актер. Кукла" открылась к 150-летию режиссера

Всеволод Мейерхольд, задумывая в 1920-х план переустройства театра, нуждался в новых актерах, равно искусно владеющих словом, голосом и телом. И как на пример максимальной выразительности указывал на... бибабо - простейшую перчаточную куклу, состоящую из головы и платья в виде перчатки.
На выставке феномен биомеханики рассматривают в двух театральных измерениях: живой актер и кукла.
На выставке феномен биомеханики рассматривают в двух театральных измерениях: живой актер и кукла. / Александр Корольков

"Галерея на Шаболовке" отмечает 150-летний юбилей Мейерхольда совместным проектом с Музеем Театра кукол им. Образцова "Биомеханика Мейерхольда. Актер. Кукла". Автором концепции, куратором выступила Юлия Балдина, ведущий специалист по экспозиционно-выставочной работе Музея Театра Образцова.

Бибабо встречает зрителя в витрине у самого входа на выставку: если ее надеть на руку, кукла с одним и тем же выражением лица может продемонстрировать радость распростертыми руками, опущенной головой - печаль, а гордость - головой, закинутой назад. Актеру же для того, чтобы быть готовым к полноценной творческой работе, требуется пройти курс театральной биомеханики, в которую входят продуманные Мейерхольдом системы упражнений. В театре кукол своя биомеханика.

В знаменитом "Необыкновенном концерте" шея певца выдвигалась телескопом, а голова виолончелиста крепилась на трубке от противогаза

- Движения куклы должны быть, с одной стороны, максимально похожими на движение человека или зверя, если кукла изображает кого-то из них, с другой - обладать особой, кукольной выразительностью, - говорит главный хранитель Музея Театра имени Образцова Гордий Салтыков.

"Остов головы из папье-маше", "Кольца глазных шнуров", "Нижняя челюсть"... Под стеклом список деталей и чертежи из патента на "биомеханическую куклу", изобретения Виктора Швембергера 1933 года. Создатель Московского городского и Московского областного театров кукол связал живое и механическое: кукла могла открывать глаза и рот, на руках были зажимы, позволявшие ей брать предметы.

Каждый новый шаг к естественности актера-куклы требовал своего инженерно-художественного решения. На вывешенных эскизах видна работа художников-конструкторов "Необыкновенного концерта" (легендарного спектакля Театра Образцова) во главе с художником-постановщиком театра Валентином Андриевичем, тут видно, как устроена выдвигающаяся телескопом шея певца Сидорова-Сидорини, а голова Виолончелиста, чтобы не поворачиваться, крепилась, оказывается, на трубке от противогаза. Художники Нина и Иван Ефимовы в 30-х поставили трости, управляющие руками кукол, на предплечья, придав персонажам живое изящество. Свой вклад в биомеханику вносили и артисты: Игорь Дивов, играя в "Необыкновенном концерте" аккомпаниатора, соединил концы тростей перемычкой, и в движениях рук "пианиста Виктора Терпеливых" сразу появилась легкая плавность.

Как Андриевич, которого в театре называли художником-анималистом, старался из каждой марионетки делать настоящего Шерхана, так и Мейерхольд хотел раскрыть перед актером новые горизонты, за которые тот, умелый и тренированный, мог бы перешагивать, не ограничивая себя в экспериментах. На стене нон-стоп крутятся предоставленные Музеем Бахрушина ролики 20-х годов, на которых актеры Мейерхольда показывают "биомеханические этюды" - "удар кинжалом", "прыжок на грудь", "метание камня", двигаясь напряженно и отточенно.

Кукольные биотехнологии развиваются, усложняются и в машинерии, и в материалах, приближаясь к естественности и уходя в авторские миры. Главный художник Театра Образцова Виктор Антонов взял папье-маше, добавил туда гипс, поколдовал с пропорциями, и получился новый материал, хрупкий, но легкий, его можно резать, из него можно лепить, автор назвал его "чвакля". Сделанные с добавлением "чвакли" марионетки, завершающие выставку, внешне ничем не отличаются от обыкновенных деревянных. Неотличимым от человека хотел сделать главного героя в спектакле "Старый сеньор и..." художник-постановщик Виктор Никоненко (его эскизы к пьесе по мотивам рассказов Маркеса естьна выставке), и специальная конструкция дала Старухе из второй новеллы живую мимику, двигаются даже зрачки.

Но сколь бы похожей на живое существо кукла ни была, самой совершенной биомеханике все равно не уйти дальше актера, оживляющего ее с помощью своих рук.

Навигатор

Выставка "Биомеханика Мейерхольда. Актер. Кукла" открыта до 21 апреля. Входной билет - 250 рублей.