Станислав Евгеньевич, как это было?
Станислав Прокофьев: Признаюсь честно, перед нами стояла крайне сложная задача. Я бы сказал, даже беспрецедентно сложная. Крым с финансовой точки зрения находился в очень непростой ситуации. Одномоментно оттуда ушли все банки, как украинские, спасая капиталы, так и российские, боясь международных санкций. Практически мгновенно в рамках развития финансовой системы мы оказались в ситуации 20-, а то и 30-летней давности, когда банкоматы не функционируют и нет платежных карт. Из всех ранее работавших на Крымском полуострове банков в марте 2014 года осталось только два местных, причем - весьма небольших.
И вот в таких условиях казначейству, упрощенно говоря, бюджетному банку, который выплачивает заработную плату бюджетникам, обслуживает счета бюджетных учреждений, собирает на свои счета все доходы бюджетов, нужно было работать. При том, что эпоха гривны уже заканчивалась, а эпоха рубля еще только начиналась!
Как именно все происходило?
Станислав Прокофьев: Первая и главная наша задача была создать инфраструктуру казначейских платежей с тем, чтобы начать выплаты бюджетникам и пенсионерам. Кстати, от всех ключевых ведомств, включая наше, в Крым тогда приехали по 3-5 человек. Вот и со мной было три человека от всего Казначейства России.
Сложность ситуации заключалась в том, что для размещения и хранения больших объемов наличных рублей не было даже помещений, а работать приходилось в сложившихся условиях именно c наличностью, ведь система безналичных платежей в рублях тоже отсутствовала. Важной задачей было доказать жителям Крыма и Севастополя, что при их переходе в состав России все социальные обязательства наша страна выполняет в полной мере, для чего необходимо было действовать очень оперативно. Мы решили начать с того, чтобы параллельно разворачивать систему безналичных платежей и платить срочные обязательства гражданам в наличной форме.
Первый бронеавтомобиль с наличными рублями прибыл в Крым на пароме. Тут же возникла масса вопросов, где его разгружать, где делать кассы пересчета, как формировать объемы денег, которые нужно выплачивать пенсионерам? К счастью, был известен контингент пенсионеров и было понятно, где они территориально проживают и какие средства они должны были получить.
Отделения украинского пенсионного фонда Вам не препятствовали?
Станислав Прокофьев: Нет, все ведомства, которые были в Крыму и в Севастополе, стали активно взаимодействовать со своими коллегами. Я не помню ни одного другого случая, кроме, пожалуй, подразделения Национального банка Украины, который находился в Симферополе. Они почему-то решили, что мы, россияне, будем препятствовать вывозу фондов их наличной гривны, но ничего этого, естественно, нами не совершалось.
Тем не менее сотрудничать с нами они не захотели.
При выплате пенсий мы сделали ставку на старую добрую почту. Исходя из контингента пенсионеров уже в марте 2014 года были сформированы объемы наличных денег, которые были развезены по кэш-хабам - центрам, которые были выстроены на основе отделений почтовой связи, по одному на несколько районов. После этого часть пенсионеров потянулась на почту, часть почтальонов пошла по домам. И это была первая победа, первый зримый результат того, что финансовая система России в Крыму заработала.
Как запустили систему безналичных платежей?
Станислав Прокофьев: Казначейская система Украины была сформирована исключительно по западным лекалам и технологически имела мало чего общего с российской. Функции национальных казначейских систем во многом идентичны, а способы их реализации в каждой стране разные.
Когда создавалась отечественная казначейская система, российские специалисты имели возможность изучать опыт разных стран. Был выделен существенный заем от Всемирного банка на построение и развитие казначейской системы. И по условиям предоставления этого кредита столько же составляло софинансирование из федерального бюджета. Это позволило нам не просто изучить и использовать опыт казначейских систем разных стран, но и на основе отечественного опыта сделать некий симбиоз технологий, который максимально подходил к условиям состояния и развития финансовой системы России того времени.
Иначе все было в Украине. Зарубежные эксперты сформировали для них готовые технологии, под это выделили определенные финансовые ресурсы. Российская и украинская казначейские модели оказались несовместимыми, и нам нужно было оперативно разбираться, как их сопрягать.
Вначале надо было физически завести в Республику Крым и Севастополь систему безналичных рублевых расчетов.
Вспоминая сейчас события десятилетней давности, хочется сказать слова огромной благодарности всем коллегам, как из разных ведомств Республики Крым и города Севастополя, так и нашим коллегам из федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.
Особенно трудной и ответственной была работа специалистов Банка России. В частности, им нужны были специализированные помещения, ведь наличные рубли в Крым продолжали поступать в значительных объемах. Их нужно было хранить, обрабатывать, маршрутизировать, а также проводить безналичные платежи. Банк России при этом не использовал пустующие помещения украинских банков: Ощадбанка, Приватбанка и других, которые ушли с территории Крымского полуострова. Была договоренность с руководством одного из российских банков, который к тому времени уже успел закрыть свои отделения в Крыму, о предоставлении высвободившихся помещений для нужд Банка России. После запуска системы безналичных перечислений мы с коллегами из Минфина России и финансовых органов новых регионов стали думать, как в целом выстраивать работу финансовой системы на полуострове в переходный период (до конца 2014 года).
Как удалось инкорпорировать их казначейскую систему в нашу?
Станислав Прокофьев: Нами была предложена одобренная Минфином России технология подобного инкорпорирования. Если говорить упрощенно, то ее суть заключалась в том, что все что было ранее украинское, переводилось на российские рельсы. Мы не стали ничего ломать. Временно сохранили модель украинского казначейства с обслуживанием его клиентов на новой рублевой основе и с использованием российской системы бюджетного учета и отчетности.
Встретились с коллективами двух существовавших управлений казначейства в Севастополе и в Симферополе. Предложили всем действующим сотрудникам, тем, кто естественно пожелает, поработать в Казначействе России. Все, кто высказал подобное желание, получили такую возможность! В органах казначейства Республики Крым тогда было более 700 сотрудников, из них не захотели работать в российском казначействе только трое. Из них двое - ввиду наличия близких родственников на подконтрольной Украине территории, а одна женщина - в силу личных убеждений. А в севастопольском подразделении, где трудилось более 200 человек, все захотели перейти на работу в Федеральное казначейство. Договорились с ними так - за каждым потенциальным сотрудником зарезервировали место в будущих подразделениях Казначейства России в новых субъектах Российской Федерации.
Для того, чтобы интеграция казначейских систем была максимально успешной, мы посчитали целесообразным создать на переходный период две параллельно работающие структуры в каждом из двух новых российских регионов. Одна - прежняя, где были соответствующие клиенты, которых надо было продолжать финансировать, параллельно адаптируя к новой системе. Это все нужно было успеть сделать до конца переходного периода, то есть до начала 2015 года. Главное - не надо было менять одномоментно ту систему, к которой привыкли крымские финансисты. Потому что за всеми этими сложными финансовыми технологиями всегда стоят люди - новые граждане России. В первую очередь мы должны были думать о них, чтобы бюджетники вовремя получали бы заработную плату, студенты - стипендии, силовые структуры - денежное довольствие и т.д.
Параллельно с этим были с нуля созданы традиционные для финансовой системы нашей страны Управления федерального казначейства (УФК) по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, где стали открываться счета формирующихся территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации, вновь создающихся казенных и бюджетных учреждений, а также финансовых органов этих регионов и муниципалитетов.
Кто же работал в этих новых российских структурах?
Станислав Прокофьев: И у нас, как, впрочем, и в других федеральных ведомствах был проведен опрос на тему, кто из сотрудников Казначейства России хочет добровольно поехать в долгосрочную командировку в Республику Крым и Севастополь. Не могу сказать по другим ведомствам, но по Казначейству России был огромный патриотический всплеск. Очень много заявок поступило от казначеев практически из всех регионов страны. И мы стали отбирать лучших из них. Они должны были решить две задачи. Во-первых, поучаствовать в создании новых структур - УФК - и фактически временно возглавить в них все ключевые подразделения. И вторая, не менее важная задача - training on the job, то есть обеспечить передачу знаний и компетенций сотрудникам параллельно функционирующих "старых" казначейств и их клиентам непосредственно на новых рабочих местах.
Наши коллеги в течение всего оставшегося периода 2014 года обучали новых сотрудников, отрабатывали с ними технологии, объяснили основы системы российского законодательства, разъясняли нормативные документы.
Запустив таким образом работу двух параллельных систем, мы продолжали финансировать обсуживающиеся в "старом" сегменте учреждения, но как только они были готовы перейти в новый казначейский сегмент, их туда переводили, стараясь сделать так, чтобы не произвести массовый переход клиентов в начале января 2015 года, тем самым снижая риски возможных сбоев.
То есть был сделан плавный переход внутри года?
Станислав Прокофьев: С учетом сроков сдачи отчетности клиентами казначейства, старались это делать поквартально. Заканчивается квартал, и определенный пул учреждений переводился на обслуживание из старого казначейства в новое, одновременно шел поэтапный перевод сотрудников в УФК. Постепенно количество персонала в старом казначействе сокращалось. За счет такого подхода мы не потеряли никого из специалистов. Минфин России параллельно развернул целую сеть обучающих семинаров и вебинаров для сотрудников финансовых органов. Особенно важно было переучить специалистов низового звена - финансистов муниципальных образований.
И была еще одна важная проблема. Та компьютерная техника, на которой наши новые коллеги работали в 2014 году, была очень старой. Наши программные продукты физически не могли быть на ней установлены. Сетевые решения тоже были несовместимыми. Мы увидели, насколько недостаточными были вложения в создание платежно-расчетной инфраструктуры в последние годы пребывания Крыма в составе Украины. И Минфин России осуществлял также отдельную программу, оснащая финансовую систему и клиентов казначейства новой техникой и современным серверным оборудованием. При этом также нужно было обучать финансистов, как всем этим пользоваться, как по-новому формировать бюджеты, как эти бюджеты правильно исполнять, как осуществлять закупки в соответствии с российским законодательством.
А еще были препятствия?
Станислав Прокофьев: Были перебои со связью, с электричеством, было даже несколько случаев полного отключения электроэнергии. И в этой нештатной ситуации энергетики и связисты отлично сработали! Было налажено оперативное поступление и подключение дизель-генераторных установок различной мощности практически ко всем критически важным объектам экономики, социальной сферы и государственного управления. Все виды связи также быстро восстанавливались.
Сколько времени Вы там пробыли?
Станислав Прокофьев: Сначала где-то месяц, когда запускался сам процесс, потом периодически приезжал для донастройки созданной системы.
Она включает в себя два УФК по Республике Крым и по городу федерального значения Севастополю и их территориальные отделы в районных центрах. Все люди, которые должны были быть обучены, были подготовлены к работе в новых условиях. Вся техника, которая необходима была для поддержки новой казначейской системы, была не просто поставлена, но и запущена, и освоена пользователями.
Должен сказать, что все планы развития казначейской системы в двух новых субъектах России, какими бы они ни казались тогда сложными и даже труднодостижимыми, тем не менее, были выполнены. С чувством большой благодарности и с огромным уважением вспоминаю о своих коллегах - тех людях, которые приехали из регионов России в Республику Крым и в город Севастополь, и самоотверженно работали в то время буквально по 13-16 часов в сутки. Такое же чувство уважения и признательности я до сих пор испытываю и нашим в тот момент новым коллегам. Мы все понимали, что то, что вокруг нас происходит, это событие исторического масштаба. И что нам просто выпало счастье в этом событии участвовать, вносить свой посильный, пусть и небольшой, но, надеюсь, важный вклад в процесс возвращения Крыма в состав России. И это ощущение причастности к этому великому событию до сих пор не покидает меня, когда я вспоминаю о Крымской весне 2014 года.
О чем еще вспоминаете накануне десятилетия Крымской весны?
Станислав Прокофьев: Когда я приехал в Крым сразу после референдума 16 марта 2014 года, помню как увидел большой эмоциональный подъем его жителей. С большой радостью то, что Крым вновь вернулся в Россию, восприняла местная молодежь. Я никогда не забуду один из эпизодов. После трудного дня, довольно поздно вечером мы с коллегами поехали поужинать в ресторан где-то на окраине Симферополя. Вокруг было безлюдное пространство, люди разошлись по домам.