Около 40% руководителей ожидает, что сотрудник будет на связи даже в период болезни и продолжит выполнять из дома хотя бы часть своих задач, выяснили в группе "Ренессанс страхование". И несмотря на то что больничный является законным правом сотрудников, почти половина из них признались, что получали замечания от начальства за "злоупотребление" больничными. Чаще с этим сталкивались женщины. Такой подход является "дискриминационным", считает Алиса Безлюдова, директор департамента маркетинга "Медицина" "АльфаСтрахование". Но вместо обвинений в адрес не в меру требовательных руководителей предлагает профилактику заболеваний, которая снизит число больничных и конфликтов в коллективе.
В попытках найти баланс между личными и рабочими интересами сотрудники переходят на отгулы. Почти половина россиян брали отгул за последний месяц, стало известно в рамках проекта "HR Lab. - Лаборатория HR Инноваций" и платформы "Академия Здоровья" для аналитического центра "АльфаСтрахование". При этом отгулы работники берут именно из-за ухудшения здоровья, своего или близких, то есть используют их как замену больничным. Треть - из-за головной боли, каждый четвертый по причине давления, а еще 17% -из-за болезней детей. При этом официально открывали больничный лист в 2023 году лишь около 30% сотрудников, свидетельствуют данные Работа.ру и СберЗдоровье. И 60% из них делали это только один раз за год.
Решить вопросы своего отсутствия напрямую с работодателем проще. И многие работодатели уже накопили стандартные практики, которые предлагают в таких случаях. "Сотрудникам предоставляется возможность удаленной работы в случае недомогания в течение двух рабочих дней без оформления больничного листа", - рассказывает Ольга Звагольская, руководитель инсорсинговых направлений ГК ITGLOBAL.COM. Если недомогание легкое, то два дня дают возможность прийти в себя, побыть в комфортной домашней обстановке, не теряя в зарплате, поясняет она. Кроме того, существует практика, когда сотруднику, находящемуся на больничном, но фактически выполняющему свои обязанности, компенсируются финансовые потери. "У нас действует мера поддержки сотрудников: 14 дней больничного в год мы оплачиваем на уровне среднего заработка", - рассказывает Надежда Нечаева, руководитель отдела персонала МФК "Честное слово". Это сделано для того, чтобы заболевшие сотрудники не боялись взять больничный и потерять в деньгах за этот период. "Часто при оплате больничного листа человеку компенсируют сумму в несколько раз ниже его заработной платы", - отмечает Надежда Нечаева. При этом она рассказывает, что удаленные сотрудники действительно часто берут отгулы вместо больничных. "Ведь острая фаза заболевания обычно длится 1-2 дня. Если человек работает из дома, то пары дней ему хватает, чтобы прийти в себя и затем приступить к работе", - поясняет она.
Кроме того, компании практикуют новый формат взаимодействия с сотрудниками, которые заболели, но готовы работать из дома. Сотрудник официально на работе, но может распорядиться своим временем по состоянию здоровья, рассказывает Николай Пулин, руководителя HR-отдела онлайн-школы дизайна и технологий Bang Bang Education.