Пейзаж с Верхней Масловки: кто сейчас живет в домах, построенных для художников

Доехать до городка художников на Верхней Масловке проще всего на метро: до станции "Динамо" по зеленой ветке или до "Петровского парка" по БКЛ. Выхожу и ищу ориентир - рубленый храм Андрея Рублева. От него как раз открывается вид на знаменитые дома, построенные при советской власти для художников. В XVII веке тут находилась Маслова пустошь, от которой и пошло потом название улицы. Где же еще жить людям, у которых вся жизнь связана с масляными красками?
Про этот дом на Верхней Масловке написано 2 повести и снято 2 фильма.
Про этот дом на Верхней Масловке написано 2 повести и снято 2 фильма. / Аркадий Колыбалов

Все для творчества

Инициаторами проекта создания этих домов-коммун выступили писатель Максим Горький и художник Игорь Грабарь. В Моссовете их поддержали и выделили на строительство 1 млн рублей. Место всех устроило: рядом Петровский парк, лесные угодья Тимирязевской академии. Раздолье для пейзажистов. Планировали построить 15 многоэтажек, но с 1930 по 1954-й возвели только четыре.

В самом первом - на Верхней Масловке, 9, и сейчас, как в те годы, коридорная система: слева - мастерские, справа - жилые комнаты. Все удобства общие. В наши дни на первом этаже устроили что-то вроде склада скульптур, оставшихся от бывших владельцев.

Мастерские там - с большими окнами, выходят на не солнечную сторону, чтобы не мешали блики. На первом этаже - для скульпторов, с шестиметровыми потолками, подиумами для установки работ и механизмами для их перемещения. Прежде были даже печи для обжига и доступ к воде. На остальных этажах - для художников, эти мастерские чуть пониже. Каждую вначале делили на троих: мест не хватало, а желающих было много. Быт устроили так, чтобы ничто не отвлекало жильцов от творчества. Столовая, детсад, над ними - комната, где можно поиграть в шахматы, а также библиотека с множеством книг по искусству. Зимой во дворе заливали каток.

Имена на фасаде

Жилой дом на Петровско-Разумовской аллее, 2, сдали вторым, третий, построенный на Верхней Масловке, 1, в 1934-1935 годы, был только с мастерскими, а четвертый, последний, - и с квартирами, и с мастерскими, соединенными внутренними лестницами, на Верхней Масловке, 3, был достроен в 1957 году.

Жили и работали в этом городке мастера, фамилии которых сейчас можно увидеть на фасадах зданий, - Игорь Грабарь, Василий Ватагин, Нина Нисс-Гольдман, Александр Матвеев, Сосланбек Тавасиев, Исидор Фрих-Хар, Ариадна Арендт, Анатолий Григорьев, Меер Айзенштадт, Гелий Коржев и многие другие. Там же, на Масловке, в 1960-е годы жили и скульптор Эрнст Неизвестный, и президент Академии художеств СССР Николай Томский. Обстановка была демократичной. Мастерские не запирались, каждый мог зайти посмотреть, над чем работает сосед. Прямо у подъездов что-то обсуждали, дискутировали, иногда спорили. Как вспоминает сын одного из художников, однажды даже подрались: один известный живописец ударил второго палкой. Тот упал. Подбежали знакомые, стали говорить: как же так, ты же убить мог! А он в ответ: да нет, я же палку подпилил, лишь слегка приложился. На что лежавший на земле заявил: ты не меня ударил, а великое советское искусство. Возможно, это всего лишь байка, но она жива.

Мастерские переполнены и сегодня. Только теперь художники снимают их в аренду. Просто заглянуть тоже не удастся - в доме N 9, например, на страже вахтер. В других домах крепкие двери с домофонами. Встретившийся на пробежке в парке жилец Григорий Викторович Цыплаков оказался потомком художника Виктора Григорьевича Цыплакова. Тоже художник-пейзажист, иконописец. Его дочь Мария Таежная пошла по стопам деда и отца. "Да, живем здесь всегда", - рассказал он. "А знаменитая творческая атмосфера сохранилась?" - "Конечно. Без этого нельзя".

Здесь все свои

Возле третьего дома я заметила женщину с ломиком, счищавшую лед у крыльца. Оказалось, здесь ее мастерская.

- Вы тоже из потомков первых художников?

- Нет. Мне дали за заслуги, - скромно ответила она и позвала к себе.

Только увидев изящные женские фигуры скульптур, я поняла, к кому напросилась в гости. Это же известный скульптор Ольга Карелиц, почетный член Академии художеств, участник многочисленных выставок, в том числе и зарубежных. Ее работы есть в Третьяковской галерее и других ведущих музеях страны. В последнее время она работает в основном в шамоте.

По проекту подъезд 12-этажного дома по ул. Верхняя Масловка, 3, должны были украшать скульптурные фигуры Леонардо да Винчи, Рафаэля, Вандейка и Рембрандта. Но потом что-то пошло не так. Фото: Аркадий Колыбалов

"Раньше камень можно было рубить в нашем дворе, - рассказывает она. - Теперь же некоторым жильцам это не нравится. Квартиры они купили у бывших владельцев и хотят жить спокойно. А я скульптор, мне приходится шуметь. Хорошо, что надо мной живет семья художников, которая это понимает. Вот если бы в помещении бывшего детсада, который находился в нашем доме, оборудовали выставочное пространство"...

Прошлась я и по подъездам дома на Петровско-Разумовской аллее. Узенькие, тесные площадки, на каждой всего по две квартиры, посередине втиснулся лифт.

- А мы специально именно здесь арендовали жилье, - рассказала Ася Урычева, еще одна художница, с которой мы познакомились во дворе. - Мне хорошо тут: творческая атмосфера, народ симпатичный и веселый. Когда только въехали, к нам пришли знакомиться, узнать, кто мы и что. Говорят, чужих у них не бывает, все свои. Особый мир, и это чувствуется.

Ася Урычева ведет в своем доме художественную студию для детей. Посещают ее и внуки первых поколений художников.

Так что жизнь в домах на Верхней Масловке и Петровско-Разумовской аллее продолжается.

Мнение

Василий Демин, автор книги "Масловка. Городок художников":

- Чтобы читатели лучше поняли, что же такое городок художников на Верхней Масловке, скажу: половина работ из экспозиции Третьяковки XX века и Русского музея 1930-70-х создана в этих мастерских. Масловка - это Давид Штеренберг и Владимир Татлин, Юрий Пименов и Георгий Нисский, Сергей Герасимов и Аркадий Пластов, Гелий Коржев и Виктор Иванов, и многие другие, чьи произведения с детства знакомы практически каждому советскому человеку.

О том, с какими идеями и в какой архитектурной концепции создавался городок, какие произведения в нем создавались и с какими замыслами, что происходило за дверями мастерских в процессе работы, хотелось рассказать всем, кому интересна история искусства. Мне это сделать было, пожалуй, легче, чем кому-либо другому. Живя в городке и занимаясь его историей, я каждый день общался со своими соседями и друзьями, через их воспоминания, атмосферу мастерских и квартир как мозаику создавал представление уже об ушедшем времени.

Сейчас Масловка - это шлимановская Троя, которую интересно и нужно изучать, полная артефактов: от ранее неопубликованных шедевров великих мастеров, таких как Пименов, Матвеев, Ромадин, до фотографий, дневниковых записей и фонограмм, рассказывающих о каждом дне творчества ушедшей эпохи.

Вместе с тем на Масловке работают и современные художники, и целые династии. Это и дочь Юрия Пименова - Татьяна, и внук Аркадия Пластова - Николай, и дочь Макса Бирштейна - Анна, и многие другие. А гордость Масловки - наш современник народный художник СССР, академик Академии художеств СССР Виктор Иванов, который в 99 лет продолжает ежедневно работать.