Музей Рублева приглашает на "Сотворение мира"

Еще никогда в России не посвящали выставки первым главам библейской Книги Бытия, той самой, в которой Бог в течение шести дней последовательно создает небесные светила, моря, растения, животных и человека, а в день седьмой "опочил от дел Своих". Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в этой теме первопроходец, отсюда и более пяти лет подготовки - изучение архивов и переговоры с государственными и частными коллекциями дело небыстрое.
"Выставка ставит целью через художественные образы показать христианское понимание процесса сотворения мира и человека, основанное на библейском рассказе", - говорят о проекте в Музее Андрея Рублева.
"Выставка ставит целью через художественные образы показать христианское понимание процесса сотворения мира и человека, основанное на библейском рассказе", - говорят о проекте в Музее Андрея Рублева. / Пресс-служба Музея Андрея Рублева

"Мы поняли, что показываем не только предметы изобразительного искусства, от книжной графики и эмали до широкоформатных полотен, во многом мы прослеживаем отношение русских людей к миру, - говорит заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея Рублева Жанна Белик и тут же добавляет: -Надеюсь, слово "мир" наши зрители поймут в самом широком смысле".

Оказывается, на Руси о сотворении мира задумались лишь при Иване III, и то потому что того требовала тогдашняя геополитика, страна росла и крепла, и нужно было доказывать свое право на ведущую роль во вселенской истории. Тогда же набирала обороты концепция "Москва - третий Рим" и убеждение, что Русь - ровесница мироздания. До этого, уверяют кураторы, русских волновали темы личного спасения, а иконописцев - сюжеты Нового Завета.

Первая попытка поговорить о сотворении мира встречается в Толковой Палее 1477 года, а первая русская икона на эту тему появляется в Благовещенском соборе Московского Кремля. Такие сокровища в Музее Рублева, конечно, не представлены, из последней четверти XV века здесь "Святая Троица".

Вокруг этой иконы столько загадок, что экскурсионные группы задерживаются у нее минимум на полчаса. Она написана примерно через семьдесят лет после рублевской "Троицы", и нет никаких сомнений, уверены кураторы выставки, что неизвестный художник копировал шедевр мастера. Здесь все то же Совещание о намерении сотворить мир ангельский и человеческий. Вот только на рублевской иконе на столе одна Чаша, а у копииста - три.

"Если вспомнить описания реставраторов, что изучали первоисточник, то Чаша там действительно есть, но весь остальной стол - несохранившаяся живопись, - рассказывает любопытным Жанна Белик. - Может быть, изначально на столе находилось еще что-то, но не дошло до наших дней?"

Куратор не утверждает, задает вопросы. Их по ходу выставки будет еще много. Музей Рублева - одно из тех мест, где готовых ответов давать не любят, провоцируют на размышления.

Самое запоминающееся в экспозиции - восемь крупноформатных эскизов к росписям сводов боковых нефов Владимирского собора в Киеве. Их создали Вильгельм Котарбинский и Павел Сведомский в 1887-1895 годах. С тех пор как росписи перекочевали с картона в подкупольную часть собора, никто так близко их разглядеть не мог, а эскизы хранились в частных коллекциях. Их показ - событие сенсационное.

Семь дней творения здесь - не что-то скучное и дидактическое, это буйство красок и широта взгляда: босоногий Бог, радуги, птицы, пальмы, бурные воды, красные сапожки а ля палех у ангелов... Есть изображение планет и всей Солнечной системы - буквальное понимание создания небесных светил. Влияние Византии, итальянских мозаик, народных промыслов, русской академической школы и набирающего в ту пору модерна добавляют работам Котарбинского-Сведомского вполне читаемые метафоры об устройстве мира - все новое, конечно, хорошо, но без преемственности никак.

На это же намекают и копии с фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре - они как раз напротив киевских нефов. Копии эти сделаны знаменитым советским художником Николаем Гусевым, он же позволил рассмотреть нам Рублева, сделав копии стенописи Успенского собора во Владимире.

Из XX века в экспозиции, охватывающей почти полтысячи лет осмысления первозданного мира, - "Архангел Михаил" Михаила Нестерова.

"Как известно из церковного предания, Архангел Михаил должен спасти мир, даже тех, кто пребывает в муках, и важно, что Нестеров обращается к нему именно в сложный момент нашей истории", - отмечают в музее.

Всего на выставке более 50 работ. В проекте Музея Рублева "Сотворение мира" не только сама выставка, но и лекции, а также концерты духовной и инструментальной музыки. Экспозиция будет открыта до 2 июня.