Настоящая веха в истории отечественного авиастроения

Н. Нилов / РИА Новости
30 марта 1894 года родился Сергей Ильюшин, легендарный советский авиаконструктор. Трижды Герой Соцтруда, единственный лауреат семи Сталинских премий, кавалер восьми орденов Ленина, академик АН СССР.

Его штурмовик Ил-2 в годы войны наводил ужас на фашистов. А в мирное время на его самолетах любили летать члены правительства.

13 января 1933 года было образовано опытное конструкторское бюро, которое возглавил Сергей Ильюшин. "Сергей Владимирович тогда еще не был выдающимся конструктором, но отлично разбирался в вопросах авиации и, самое главное, представлял, что он хотел создать вместе со своими молодыми сотрудниками", - рассказывал корреспонденту "РГ" генеральный конструктор ОКБ имени С.В. Ильюшина в 1970-2005 годах, академик, дважды Герой Соцтруда Генрих Новожилов.

За свою историю "ильюшинская" школа прославилась неповторимым стилем. Было разработано более 200 и создано более 120 типов самолетов разных модификаций.

Марка "Ил" - это без малого почти вековая история успеха знаменитого КБ. Здесь были созданы такие легендарные самолеты, как штурмовик Ил-2, реактивный бомбардировщик Ил-28, пионеры регулярных пассажирских перевозок Ил-12 и Ил-14, транспортник Ил-76 и многие другие машины.

Первенцем КБ стал ЦКБ-26, на базе которого выпускался самолет ДБ-3. Выдающийся летчик-испытатель Владимир Коккинаки совершил на нем легендарный перелет в Америку и установил пять мировых рекордов.

Штурмовики Ил-2 и бомбардировщики Ил-4 внесли весомый вклад в победу во время Великой Отечественной войны. К слову, Ил-2, самый массовый боевой самолет в истории авиации, получил прозвища "летающий танк" и "черная смерть". Послевоенный Ил-28 стал первым реактивным бомбардировщиком ВВС России, а гражданские Ил-12 и Ил-14 - вышли на регулярные пассажирские авиалинии. Турбовинтовой Ил-18 сделал доступным полеты для граждан нашей страны…

Ил-62 стал последним самолетом, построенным под непосредственным руководством Сергея Владимировича Ильюшина. И эта крылатая машина стала настоящей вехой в истории отечественного авиастроения.

На самолетах КБ Ильюшина всегда летали члены правительства. Так, Ил-18 был любимым самолетом Хрущева, Ил-62 - Брежнева. У каждого руководителя были свои предпочтения в интерьере пассажирских салонов. Хрущев на Ил-18 любил карельскую березу и зеленую обивку, а Брежнев на Ил-62 предпочитал полированный орех и обивку цвета хаки. В президентском авиаподразделении ему на смену пришли Ил-96-300…

Интересные факты из жизни КБ Ильюшина, рассказанные "РГ" Генрихом Новожиловым
  • Каждый год с 1 июля конструкторское бюро разом уходило в отпуск. Все вместе. Оставляли только дежурных. Сергей Владимирович считал: люди настолько связаны в работе, что, если кто-то отсутствует, это плохо сказывается и на производительности коллектива. Инженерам и рабочим предоставляли путевки на юг, а возили их к морю заводскими самолетами. Я эту традицию сохранил. Она была полностью оправдана. И новый рабочий год у нас начинался 1 сентября.
  • В конструкторском бюро Ильюшина было запрещено курение. Абсолютно. Курил только один человек - летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Если чувствуешь запах: ага, Коккинаки прошел.
  • Так же, как и курение, в КБ были категорически запрещены телефонные звонки до обеда. Ильюшин считал, что до обеда - самое творческое, продуктивное время. И занимать его телефонными разговорами просто недопустимо!
Поделиться