Разбитая украинскими националистами, мореходка стояла полуразрушенной больше года. Крышу у здания института снесло снарядом. Стены - разворотило. Взрывная волна разбросала парты, кондиционеры висели - вот-вот рухнут с фасада. Учащимся на голову сыпалась штукатурка.
И вот мореходка в Мариуполе возрождается. Стройка идет грандиозная, к учебным корпусам уже проводят коммуникации. На здании паспорт объекта: "Окончание ремонтных работ - III квартал 2024 года". Застройщик - Министерство строительства и ЖКХ РФ.
Не останавливаясь, крутятся бетономешалки. Строительные леса уходят в облака. Монтажники-высотники работают без перекуров. И шумят перфораторы, это строители из Московской области прошивают здание главного учебного корпуса, крепкое, еще советской постройки.
В остальных аудиториях - капремонт. В помещении научной кафедры не осталось перегородок, а в спортзале еще демонтируют старые баскетбольные щиты, оконные раны спиливают. Стоят станки в кабинете труда - столярные и токарные, и пахнет жженным металлом, учебное оборудование пострадало от обстрелов, но все будет восстановлено.
Курсанты пока учатся там, где и живут, - в общежитии. Хотя и это здание ремонтируется. На дневном отделении - две девушки: одна мечтает стать капитаном дальнего плавания, другая - экономистом. Обе красавицы.
На стене крошечной аудитории висят пожелтевшие схемы воздушных клапанов, на старых гвоздях - карты. Сотни морских узлов - большой стенд на всю стену.
Курсанты получают стипендию: 2,5 тыс. рублей в месяц. Столовой в общежитии нет, питаются булочками и всухомятку. И все 200 человек ездят сдавать экзамены и зачеты в Севастополь. Старший преподаватель мариупольской мореходки получает зарплату 35 тыс. рублей, доцент - 60 тыс.
Во время морской практики они учатся у старших по званию, как вести себя на корабле. Что делать, когда бушует стихия? "Отдать швартовы" - тоже нужно уметь. И с высоченной палубы бесстрашно прыгнуть в спасательном гидрокостюме. Соленая морская вода всегда дает ржавчину, как с ней бороться? Без всех этих знаний моряк - как мореплаватель без руля и компаса.
Кабинет начальника эксплуатации учебного судна "Механик Пономаренко" Сергея Перепечаева. На столе - чертежи корабля 1986 года. Как поступить с судном - оно уже старое, вдобавок каюта капитана разбита. На плаву, но не на ходу - двигатель заклинило. Корпус посечен осколками. ВСУ мародерничали, и теперь у корабля не хватает деталей. Он так и качался на волнах в порту, разграбленный и разбитый. Пока не пришла весна. Азовский морской институт получил новые документы. Из Минобрнауки России прислали бумаги, связанным с ремонтом судна. Теперь технические специалисты начали составлять смету. Навскидку - капремонт "Механика Пономаренко", всех узлов и агрегатов до каждого винтика может стоить, как два корабля. А главное, в Мариуполе нет такой ремонтной базы. Придется буксировать?
Для учебной практики подойдет любое судно в хорошем состоянии, пусть даже бывшее в эксплуатации. Но существуют стандарты, каким должен быть учебный корабль, по мощности двигателя и по водоизмещению - и не меньше 500 регистровых тонн.
Надежда освещает морской путь. И здесь верят, что их корабль еще поплывет по волнам Азовского моря с курсантами из новых регионов на борту. А пока "Механика Пономаренко" охраняют четыре моряка. И скорее всего, заслуженного ветерана ждет достойная старость - из него хотят сделать музей мореплавателей.
В этом году сотрудники мореходки столкнулись с очередными трудностями. Вхождение в новую систему образования - та еще история, а от старой учебной программы остались рожки да ножки. О модернизации вуза при Украине и речи не велось, как и о развитии научных направлений.
Занимаясь директорской работой, Владимир Петрович Литвиненко успевает читать лекции: теоретическую механику и термодинамику. Настоящий капитан, стоящий у штурвала большего корабля, - коллектива.
"В новейшей истории нашего института личность сыграла определяющую роль. Помню, когда только перестали стрелять и можно было свободно выходить на улицу, я увидел Владимира Петровича в рубашке с засученными рукавами. Он ходил, ругался про себя и отдавал приказы, - вспоминает Николай Савенков, преподаватель физики и математики. - Так началось возрождение института. И я сразу же примкнул".
"Я старый механик и повидал этот мир. Мыс Доброй Надежды в Африке. Америку, Австралию. Переплывал океаны. А однажды Владимир Петрович попал ко мне в гости. И когда ушел, моя жена сказала - вот это человек! Этот все сделает для института", - говорит Юрий Ландиков, преподаватель с серьгой в ухе.
Издавна у моряков есть традиция одевать серьгу, только в одно ухо - левое, и только при пересечении экватора.
В ходе боевых действий библиотека университета не пострадала, но сильно устарела. В библиотечном фонде художественная литература, а курсантам нужна специализированная - техническая. И обязательно на русском языке. В мореходке такой не было, и нет учебников по истории России, об этом беспокоится весь преподавательский состав.
На стене главного корпуса института еще с 50-х годов сохранилась лепнина - корабли мчат по волнам. Ее отреставрируют. И большинство экспонатов институтского музея все-таки уцелели: статуэтки, награды, дипломы. Даже иконку на стене сберегли. У моряков есть свои небесные покровители, Николай Чудотворец помогает им, и всем, кто в пути.
Проект набережной в Мариуполе на стадии завершения. Чайки гордо ходят по пирсу. Водная гладь широко растянулась вдоль проспекта Героя Советского Союза контр-адмирала Николая Лунина. Мариупольская мореходка - единственное учебное заведение на новых территориях, где подрастает первое поколение русских моряков. Визитная карточка города, которая обязательно станет жемчужиной моря.