По данным департамента безопасности компании, в 2022 году только в 36 процентах обращений лизинговых компаний, связанных с хищениями, речь шла именно о мошенничестве, а не о краже. А вот по итогам минувшего года эта доля превысила половину - 53 процента. Страховщики объясняют это тем, что современные технологии облегчают создание поддельных документов и манипулирование данными. К тому же спецтехника часто используется на удаленных или плохо контролируемых местах, потому становится уязвимой для кражи и мошенничества.
Специалисты компании выделили несколько типичных вариантов. Чаще всего лизингополучатели похищают имущество, вводя в заблуждение лизингодателей. Реже с помощью мошеннической схемы спецтехнику передают третьим лицам. И, наконец, в единичных случаях сам лизингодатель имитирует кражу для получения страховки.
Сотрудники страховой компании называют подобные махинации угрозой для отрасли и сообщают об усиленных мерах защиты, включая использование блокчейна для создания надежных цифровых следов.
Мы обратились к тем самым лизингодателям и лизингополучателям, чтобы выяснить, насколько на Урале для них реальна угроза мошенничества.
- Честно говоря, я не замечаю ничего похожего, - уверяет Алексей Лесников, директор лизинговой компании. - Цель мошенничества - выгода. В этом случае она может быть в том, что лизингополучатель необоснованно подает документы на снижение страхового тарифа или на выплату от страховой компании. Но страховщики быстро собирают платежи, а когда встает вопрос выплат, особенно больших сумм, платить не торопятся, отправляют в суд. Разбирательства длятся по полгода, году и больше. За это время любого мошенника можно вывести на чистую воду.
Предприниматель считает, что с развитием цифровизации случаев мошенничества в сфере лизинга стало меньше: новых предприятий организуется мало, а старые клиенты понимают, что любая афера отразится на деловой репутации.
Согласны с Лесниковым и лизингополучатели.
- За 15 лет я ни разу не сталкивалась с серьезным мошенничеством в этой сфере. Помню разве что один случай с легковым автомобилем, но его быстро урегулировали. Может, речь о том, что технику специально бьют, чтобы получить выплату? Если и было такое, то только единичные случаи, - заявляет Анна Петрова, руководитель представительства ассоциации "Грузавтотранс" по Свердловской области.