"Технологии войны не стоят на месте. Мы пользуемся современной техникой. Сейчас основные носители информации у военных - электронные планшеты и ноутбуки, где хранятся карты и прочее, в том числе компьютерные игры. На войне людям надо иногда и расслабляться как-то, и отдыхать. Хотя у нас нет пока суперкиберспортивных команд, но очень многие ребята играют в видеоигры. Многие купили игровые приставки. Прямо из боя выходят, возвращаются на постоянное место дислокации, врубают приставки и начинают "рубилово", некоторые даже поесть забывают. И хорошо, что люди находят разрядку не в алкоголе, наркотиках или азартных играх, а в цифровой реальности", - рассказал 43-летний снайпер Андрей с позывным Белорус.
Сам Белорус тоже на досуге не прочь поиграть, чтобы избавиться от стресса. Но предпочитает компьютерные игры, не связанные с войной. Прежде всего те, где нужно развивать цивилизацию или выживать в открытом море и на необитаемых островах, наподобие Робинзона Крузо. Его любимая игровая робинзонада - Raft (Плот). Это компьютерная игра в жанре симулятора выживания в дикой природе, разработанная шведской компанией Redbeet Interactive.
Командиру танка с позывным Тайга уже 55 лет. У него огромный боевой опыт. Прошел Грузию, Сирию, Донбасс. Угадайте, во что он играет? В тактический трехмерный бой "Мир танков", разумеется.
"Сослуживцы надо мной смеются. Танки, спрашивают, брат, не надоели? Ты не устал от брони? Шучу в ответ, что улучшаю с помощью видеоигры профессиональные навыки. Просто когда был молодым, персонального компьютера и игр еще не было. Вот сейчас восполняю. Я ж еще не старый, хочу идти в ногу со временем. Без цифровых технологий сейчас никуда. Да и с молодежью есть о чем поговорить. Очень хочу, чтобы Россия развивалась в плане компьютерных технологий. Слежу по возможности за киберспортом, у нас очень много талантливых ребят, которые вносят большой вклад в развитие компьютерного спорта! Гордость берет за нашу Родину", - делится Тайга.
Илье 24 года, он сотрудник МЧС в зоне боевых действий. По его словам, работа пожарного хоть и не предполагает непосредственного контакта с вооруженным противником, но порой бывает не менее опасной. Особенно во время обстрелов.
"Потому, придя домой, хочется просто побыть в другом мире, без войны. Включаю компьютер и психологически отдыхаю, игры предпочитаю про охоту и рыбалку. Но иногда смотрю на YouTube передачи о том, как развиваются технологии. Также смотрю киберспортивные трансляции", - рассказывает он.
Илья играет в основном в The Hunter (Охотник) - это популярная серия видеоигр-симуляторов охоты от первого лица. В игре максимально реалистично воссозданы детали охоты.
Воюют в зоне СВО и те, кто имеет непосредственное отношение к компьютерному спорту и организации киберспортивных турниров и трансляций. Например, в СВО с октября 2022 года участвует 29-летний боец с позывным Змей, бывший проектный менеджер Федерации компьютерного спорта России. Однако по иронии судьбы ему в силу особенностей службы и напряженной обстановки на фронте сейчас пока "стало немного не до игр и киберспорта".
17-летний российский киберспортсмен Григорий Королев, более известный под ником Гриша Путин, собрал с пророссийски настроенных иностранцев на нужды СВО 2 млн рублей. В рамках проекта Lend-LeaZe дружественные России граждане Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Канады, Латвии, Польши, Сербии, США, Франции и Чехии присылают Грише пожертвования (в основном в долларах и евро) на аптечки, дроны и средства радиоэлектронной борьбы для разных подразделений Российской армии, выполняющих боевые задачи на территории Украины.
На деньги дружественных России иностранцев из организованного им околокиберспортивного интернет-сообщества Z SHAKER CENTRAL Григорий приобретает необходимую технику и оборудование. Видеоотчеты о потраченных средствах и покупках он публикует в Telegram-канале "Бункер Гриши Путина". Помимо сборов на СВО сообщество также занимается борьбой с западной пропагандой и разоблачением антироссийских фейков.
"Сообщество Z SHAKER CENTRAL - это наш инструмент "мягкой силы" и способ доносить правду о ходе и задачах СВО до западной аудитории, прежде всего молодежи", - подчеркивает киберспортсмен.
В мировой киберспорт Гриша Путин ворвался в 2021 году, заняв второе место на престижном международном чемпионате по видеоигре Hearts of Iron 4, посвященной Второй мировой войне. Тогда же он начал вести в интернете киберспортивные трансляции на популярной стриминговой платформе Twitch. Помимо игрового контента Григорий Королев-Путин выпускал патриотические видеоролики, посвященные значимым датам российской истории.
Общее число подписчиков Гриши Путина на различных платформах в прошлом году превысило 50 тыс. человек. После чего ряд западных стран заблокировал доступ к ним. Совокупный охват его личной аудитории во всем мире составляет сейчас 10 млн человек. А недавно одна из самых авторитетных испанских газет El Mundo даже обвинила Гришу Путина в том, что его киберспортивные трансляции - это якобы "игры, оплачиваемые и заказанные Российской армией". А Испания, по версии издания, уже "фактически оккупирована подростком, которому поручено уничтожить НАТО в модифицированной версии симулятора цифровой войны".
Григорий стремится масштабировать успешный опыт патриотического краудфандинга. Он наладил контакт с девушкой-волонтером, фильтрующей заявки на вооружение и военную технику, поступающие с донецкого фронта. Через Telegram-канал WebM 2.0 он дополнительно собрал 200 тыс. рублей на автозапчасти для 5-й бригады 1-го Донецкого армейского корпуса.