Почему на улицы Краснодара вновь пришлось вернуть эвакуаторы

Осенью 2020 года Кубань стала первым регионом, в столице которого официально отменили эвакуацию машин на штрафстоянки за неправильную парковку. С тех пор водителям, припарковавшим свои автомобили с нарушением ПДД, уведомления о штрафах направлялись по почте. Но вот недавно эвакуаторы снова стали курсировать по улицам Краснодара, наводя ужас на автолюбителей. "РГ" решила выяснить, почему это произошло.
Эвакуаторы, которые почти четыре года назад покинули улицы мегаполиса, снова вышли на "охоту" за нарушителями правил дорожного движения
Эвакуаторы, которые почти четыре года назад покинули улицы мегаполиса, снова вышли на "охоту" за нарушителями правил дорожного движения / Владимир Аносов

В свое время жители краевого центра нещадно критиковали работу эвакуаторов, выплескивая недовольство в соцсети. Писали, что на автомобили, въехавшие колесами на тротуар, устраивалась настоящая охота. Владельцы частных погрузчиков их целенаправленно "вылавливали", после чего стремительно разворачивали стрелы, прикрепляли лебедки к колесам и моментально забрасывали машину в кузов. При этом техника зачастую не опечатывалась, описание внешнего состояния не проводилось: эвакуаторщики торопились: как бы из-за угла не появился хозяин и не "обломал" заработок.

О допущенных перекосах не раз писала и "РГ". Так, в июне 2016 года мы рассказали историю краснодарского адвоката Людмилы Александровой, объявившей сухую голодовку в знак протеста против эвакуации ее автомобиля на штрафстоянку. Свою иномарку она оставила на платной парковке, а несколько мест для инвалидов находились рядом. Но через час адвокат родного авто не обнаружила. 20 часов женщина провела без пищи и воды, отказавшись платить "за услугу, которую не заказывала". А потом подала заявление в правоохранительные органы с требованием проверить деятельность эвакуаторщиков. Подобных жалоб, судя по всему, туда поступало достаточно много, а тут еще участились поджоги самих погрузчиков.

Это не первоапрельская шутка: эвакуаторы нужны городу - их возвращение ускорит процесс решения проблем с пробками

В ходе следствия практически всегда выяснялось, что машины обливали бензином и поджигали "коллеги по цеху", чтобы избавиться от конкурентов. Анекдот, да и только. Но чиновникам и полицейским было не до смеха. И к 2020 году созрело решение отказаться от эвакуаторов. Вместо них по улицам стали курсировать автомобили с системой видеофиксации. Госномера машин, припаркованные с нарушением правил, они снимали на фото и видео, передавали в систему "Безопасный город", а затем в центр фотовидеофиксации. Оттуда владельцу авто по почте отправлялось письмо с выписанным штрафом.

Однако нарушители ПДД оказались столь изворотливы, что умудрялись уходить от штрафов, демонстрируя чудеса смекалки: чтобы скрыть номера, их заляпывали грязью, заклеивали или вовсе снимали. В ход шли даже медицинские маски. В итоге и правоохранители, и городские власти пришли к выводу, что без эвакуаторов им не обойтись. Решение было объявлено на недавней сессии Заксобрания края. Депутатам сообщили, что в Краснодаре уже закуплено 11 новых эвакуаторов и организована муниципальная штрафстоянка на 160 мест, что должно способствовать более эффективной борьбе с нарушениями правил парковки.

И вот с начала месяца в Краснодаре вновь заработала служба эвакуации автомобилей. "Это не первоапрельская шутка. Безусловно, эвакуаторы нужны городу. Их возвращение ускорит процесс решения проблем с пробками. Как минимум станет меньше нарушителей, которые паркуют машины в неположенных местах", - написал в своем Telegram-канале мэр Евгений Наумов.

За первый день сотрудники госавтоинспекции и муниципальной службы эвакуации задержали 19 транспортных средств. На следующий на штрафстоянку доставили уже 38 машин, припаркованных с нарушениями.

- Административная ответственность за оставление транспортного средства в зоне знака "Остановка запрещена" и с нарушением ПДД предусмотрена в виде штрафа в размере 1,5 тысячи рублей, - пояснил официальный представитель УМВД по городу Краснодару Артем Коноваленко. - Штрафы и прежде платили, но если раньше эвакуаторы были в собственности частных лиц, то теперь они принадлежат муниципалитету и находятся на балансе Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления. Сотрудники полиции либо сами выявляют транспорт, оставленный в неположенном месте, либо реагируют на сообщения граждан. Если факт подтверждается, составляется протокол о задержании автомобиля и вызывается эвакуатор, который доставляет его на штрафстоянку.

Как сообщили "РГ" в пресс-службе мэрии, вопросы организации и регулирования процесса эвакуации находятся в ведении министерства транспорта и дорожного хозяйства администрации Кубани. Там пояснили, что оплата стоимости перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат осуществляются по тарифу, установленному приказом региональной энергетической комиссии - департаментом цен и тарифов края.

Мы узнали расценки: перемещение машины на специальную стоянку обойдется ее владельцу в 3825 рублей. Первый час нахождения авто на штрафстоянке бесплатный, за каждый дополнительный час придется платить по 69 рублей 63 копейки. В мэрии рекомендуют автовладельцам не создавать проблем ни себе, ни другим и оставлять машины только в разрешенных местах. Кстати, в краевом центре сейчас открыто 247 платных муниципальных парковок вместимостью 9480 мест. Стоимость стоянки зависит от парковочной зоны с тарифами 30, 40, 50, 60 и 100 рублей в час.

А вот на курорте...

Виктор Филонов, председатель Городского собрания Сочи:

- Мы не отказывались от эвакуаторов, хотя подобные инициативы и у нас не раз были. Но на курорте, считаю, без них не обойдешься. Иначе можно просто парализовать движение. Сейчас на наши улицы выходят 18 коммерческих специальных транспортных средств, недавно к ним добавились еще пять муниципальных эвакуаторов. Без участия сотрудников ГИБДД никто не работает. Параллельно активизируем создание новых парковок. Рассчитываем к осени увеличить количество парковочных мест до 4,5 тысячи.

Прямая речь

Андрей Зайцев, председатель Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека:

- Чуть больше года назад я обратился в надзорные и правоохранительные органы края с письмом о принятии мер в отношении владельцев транспортных средств, скрывающих государственные регистрационные знаки. Эта тема неоднократно обсуждалась на заседаниях Совета. Мы пришли к единодушному мнению, что подобное деяние является не только вызывающим проявлением правового нигилизма, демонстративным игнорированием правил оплаты за пользование парковочными местами, но и создает реальную угрозу с точки зрения безопасности граждан и принятия профилактических мер антитеррористической направленности. Ведь оставленные в людных местах транспортные средства, владельцев которых невозможно идентифицировать, могут стать местом хранения взрывчатых веществ.

С целью устранения потенциальной угрозы Совет предложил вернуть практику использования эвакуаторов, одновременно инициировав устранение пробелов в действующем законодательстве, позволяющих не только нарушать правила пользования городскими парковками, но и создающих угрозу безопасности жителей города. Рад, что нашу инициативу поддержали власти. На сессии ЗСК была представлена информация о возвращении эвакуаторов в Краснодар, и врио начальника ГУ МВД РФ по краю Сергей Воложинов сообщил, что машины без номеров могут начать эвакуировать без протокола: подобный опыт есть в других регионах, и надо его перенимать. Как он отметил, в ближайшее время этот вопрос будет вынесен на рассмотрение антитеррористической комиссии.

Точка зрения

Владимир Коробчак, председатель краевого отделения Всероссийского общества автомобилистов, член Общественной палаты РФ:

- Законы принимаются для того, чтобы их соблюдали. Если этого не происходит, государство вынуждено прибегать к штрафным санкциям. Так и с эвакуаторами. Возвращение их на улицы Краснодара считаю правильным решением. Эвакуация транспортных средств, припаркованных с нарушением ПДД, прописана в Административном кодексе РФ, процедура четко регламентирована, надо ее также четко соблюдать. Надеюсь, теперь, когда эти функции возложены на государственное казенное учреждение, полученные финансовые средства не осядут в частных карманах, как происходило раньше, а пойдут на расширение сети благоустроенных и недорогих парковок. Надо, чтобы на них действовала поминутная тарификация, и люди не платили, что называется, за воздух.

Кстати

Узнать, как забрать эвакуированную машину, можно здесь: Сайт центра организации дорожного движения: http://gkukkcodd.krasnodar.ru, а также по телефонам: 8-939-864-40-01, 8-861-991-40-01, 8-861-991-40-21.