В свое время жители краевого центра нещадно критиковали работу эвакуаторов, выплескивая недовольство в соцсети. Писали, что на автомобили, въехавшие колесами на тротуар, устраивалась настоящая охота. Владельцы частных погрузчиков их целенаправленно "вылавливали", после чего стремительно разворачивали стрелы, прикрепляли лебедки к колесам и моментально забрасывали машину в кузов. При этом техника зачастую не опечатывалась, описание внешнего состояния не проводилось: эвакуаторщики торопились: как бы из-за угла не появился хозяин и не "обломал" заработок.
О допущенных перекосах не раз писала и "РГ". Так, в июне 2016 года мы рассказали историю краснодарского адвоката Людмилы Александровой, объявившей сухую голодовку в знак протеста против эвакуации ее автомобиля на штрафстоянку. Свою иномарку она оставила на платной парковке, а несколько мест для инвалидов находились рядом. Но через час адвокат родного авто не обнаружила. 20 часов женщина провела без пищи и воды, отказавшись платить "за услугу, которую не заказывала". А потом подала заявление в правоохранительные органы с требованием проверить деятельность эвакуаторщиков. Подобных жалоб, судя по всему, туда поступало достаточно много, а тут еще участились поджоги самих погрузчиков.
В ходе следствия практически всегда выяснялось, что машины обливали бензином и поджигали "коллеги по цеху", чтобы избавиться от конкурентов. Анекдот, да и только. Но чиновникам и полицейским было не до смеха. И к 2020 году созрело решение отказаться от эвакуаторов. Вместо них по улицам стали курсировать автомобили с системой видеофиксации. Госномера машин, припаркованные с нарушением правил, они снимали на фото и видео, передавали в систему "Безопасный город", а затем в центр фотовидеофиксации. Оттуда владельцу авто по почте отправлялось письмо с выписанным штрафом.
Однако нарушители ПДД оказались столь изворотливы, что умудрялись уходить от штрафов, демонстрируя чудеса смекалки: чтобы скрыть номера, их заляпывали грязью, заклеивали или вовсе снимали. В ход шли даже медицинские маски. В итоге и правоохранители, и городские власти пришли к выводу, что без эвакуаторов им не обойтись. Решение было объявлено на недавней сессии Заксобрания края. Депутатам сообщили, что в Краснодаре уже закуплено 11 новых эвакуаторов и организована муниципальная штрафстоянка на 160 мест, что должно способствовать более эффективной борьбе с нарушениями правил парковки.
И вот с начала месяца в Краснодаре вновь заработала служба эвакуации автомобилей. "Это не первоапрельская шутка. Безусловно, эвакуаторы нужны городу. Их возвращение ускорит процесс решения проблем с пробками. Как минимум станет меньше нарушителей, которые паркуют машины в неположенных местах", - написал в своем Telegram-канале мэр Евгений Наумов.
За первый день сотрудники госавтоинспекции и муниципальной службы эвакуации задержали 19 транспортных средств. На следующий на штрафстоянку доставили уже 38 машин, припаркованных с нарушениями.
- Административная ответственность за оставление транспортного средства в зоне знака "Остановка запрещена" и с нарушением ПДД предусмотрена в виде штрафа в размере 1,5 тысячи рублей, - пояснил официальный представитель УМВД по городу Краснодару Артем Коноваленко. - Штрафы и прежде платили, но если раньше эвакуаторы были в собственности частных лиц, то теперь они принадлежат муниципалитету и находятся на балансе Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления. Сотрудники полиции либо сами выявляют транспорт, оставленный в неположенном месте, либо реагируют на сообщения граждан. Если факт подтверждается, составляется протокол о задержании автомобиля и вызывается эвакуатор, который доставляет его на штрафстоянку.
Как сообщили "РГ" в пресс-службе мэрии, вопросы организации и регулирования процесса эвакуации находятся в ведении министерства транспорта и дорожного хозяйства администрации Кубани. Там пояснили, что оплата стоимости перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат осуществляются по тарифу, установленному приказом региональной энергетической комиссии - департаментом цен и тарифов края.
Мы узнали расценки: перемещение машины на специальную стоянку обойдется ее владельцу в 3825 рублей. Первый час нахождения авто на штрафстоянке бесплатный, за каждый дополнительный час придется платить по 69 рублей 63 копейки. В мэрии рекомендуют автовладельцам не создавать проблем ни себе, ни другим и оставлять машины только в разрешенных местах. Кстати, в краевом центре сейчас открыто 247 платных муниципальных парковок вместимостью 9480 мест. Стоимость стоянки зависит от парковочной зоны с тарифами 30, 40, 50, 60 и 100 рублей в час.
Виктор Филонов, председатель Городского собрания Сочи:
- Мы не отказывались от эвакуаторов, хотя подобные инициативы и у нас не раз были. Но на курорте, считаю, без них не обойдешься. Иначе можно просто парализовать движение. Сейчас на наши улицы выходят 18 коммерческих специальных транспортных средств, недавно к ним добавились еще пять муниципальных эвакуаторов. Без участия сотрудников ГИБДД никто не работает. Параллельно активизируем создание новых парковок. Рассчитываем к осени увеличить количество парковочных мест до 4,5 тысячи.
Андрей Зайцев, председатель Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека:
- Чуть больше года назад я обратился в надзорные и правоохранительные органы края с письмом о принятии мер в отношении владельцев транспортных средств, скрывающих государственные регистрационные знаки. Эта тема неоднократно обсуждалась на заседаниях Совета. Мы пришли к единодушному мнению, что подобное деяние является не только вызывающим проявлением правового нигилизма, демонстративным игнорированием правил оплаты за пользование парковочными местами, но и создает реальную угрозу с точки зрения безопасности граждан и принятия профилактических мер антитеррористической направленности. Ведь оставленные в людных местах транспортные средства, владельцев которых невозможно идентифицировать, могут стать местом хранения взрывчатых веществ.
С целью устранения потенциальной угрозы Совет предложил вернуть практику использования эвакуаторов, одновременно инициировав устранение пробелов в действующем законодательстве, позволяющих не только нарушать правила пользования городскими парковками, но и создающих угрозу безопасности жителей города. Рад, что нашу инициативу поддержали власти. На сессии ЗСК была представлена информация о возвращении эвакуаторов в Краснодар, и врио начальника ГУ МВД РФ по краю Сергей Воложинов сообщил, что машины без номеров могут начать эвакуировать без протокола: подобный опыт есть в других регионах, и надо его перенимать. Как он отметил, в ближайшее время этот вопрос будет вынесен на рассмотрение антитеррористической комиссии.
Владимир Коробчак, председатель краевого отделения Всероссийского общества автомобилистов, член Общественной палаты РФ:
- Законы принимаются для того, чтобы их соблюдали. Если этого не происходит, государство вынуждено прибегать к штрафным санкциям. Так и с эвакуаторами. Возвращение их на улицы Краснодара считаю правильным решением. Эвакуация транспортных средств, припаркованных с нарушением ПДД, прописана в Административном кодексе РФ, процедура четко регламентирована, надо ее также четко соблюдать. Надеюсь, теперь, когда эти функции возложены на государственное казенное учреждение, полученные финансовые средства не осядут в частных карманах, как происходило раньше, а пойдут на расширение сети благоустроенных и недорогих парковок. Надо, чтобы на них действовала поминутная тарификация, и люди не платили, что называется, за воздух.
Кстати
Узнать, как забрать эвакуированную машину, можно здесь: Сайт центра организации дорожного движения: http://gkukkcodd.krasnodar.ru, а также по телефонам: 8-939-864-40-01, 8-861-991-40-01, 8-861-991-40-21.