Вдвоем на электросамокате - штраф. Как выявляют нарушения?

Компании, предоставляющие в краткосрочную аренду электросамокаты, договорились о том, что в будущем они будут обмениваться информацией о злостных нарушителях правил. Таким нарушителям будет грозить не только штраф, но и отключение от пользования услугой. Меморандум между крупнейшими кикшеринговыми компаниями подписан в прошедшую пятницу.
Электросамокаты берут под строгий контроль те, кто дает к ним доступ.
Электросамокаты берут под строгий контроль те, кто дает к ним доступ. / Александр Корольков/ РГ

Впрочем, меморандум - это только договор о намерениях. А не договор прямого действия. Механизм и возможности передачи данных будет еще долго обсуждаться. Однако бешеные самокатчики действительно достали как водителей, так и пешеходов. Граждане просто перестали чувствовать себя в безопасности, в местах, где они по определению могут свободно ходить пешком. Проблема заключается в соблюдении правил поведения водителями этих средств индивидуальной мобильности, то есть СИМ. Недаром в Правила дорожного движения были внесены поправки, в соответствии с которыми установлены требования для их перемещений. Например, обязательное спешивание перед пересечением проезжей части по пешеходному переходу. Одно из самых частых нарушений - движение вдвоем на одном самокате, что запрещено.

Проблема заключается в соблюдении правил поведения водителями этих средств индивидуальной мобильности, то есть СИМ

Пешеход на тротуаре имеет преимущество. И не надо ему сигналить. Он не обязан уступать дорогу тому, кто едет на СИМ.

Однако когда компании выявляют некоего злостного нарушителя - пользователя их электросамоката, максимальное наказание ему - запрет на предоставление услуги. Проще говоря, бан в системе.

Но это не мешает нарушителю в следующий раз взять в аренду самокат у другой компании. Вот почему обмен информацией о таких штрафниках просто необходим. И когда компании между собой об этом договорятся, тогда злостные нарушители просто не будут получать доступ к электросамокатам. Впрочем, у них останется возможность пользоваться личным транспортом.

Компании кикшеринга тоже ратуют за безопасность на дорогах и тротуарах. Им тоже важно, чтобы происшествий с этим видом транспорта было меньше. Ведь для этих компаний это тоже траты.

Как минимум на ремонт техники. Как рассказал сооснователь и технический директор кикшеринга Whoosh Егор Баяндин, сейчас тестируется технология, позволяющая определить, что на устройстве передвигаются вдвоем. А это прямо запрещено Правилами дорожного движения. Для оценки числа людей на самокате технология анализирует более 50 параметров данных и использует алгоритм Machine Learning. До этого технология тестировалась в Санкт-Петербурге, а с пятницы уже и на электросамокатах в Москве.

Пока она будет дообучаться, собирая данные в условиях разного дорожного покрытия, климата и прочих городских особенностей каждого региона. Чтобы избежать ошибок. Во время опытной эксплуатации водители этих СИМ будут получать уведомление от службы поддержки, что двоим ездить на таком транспорте нельзя. Однако, по словам Егора Баяндина, уже через две недели начнется полноценная работа системы. В этой ситуации водитель получит сообщение. Но если его проигнорирует, то уже получит штраф. Не от ГИБДД. От оператора кикшеринга. По договору оферты - это 800 рублей. За повторное совершение нарушения - запрет на пользование сервисом.

После дообучения системы заработает и такая функция, как замедление движения электросамоката вплоть до полной остановки.

- Технология непростая, - пояснил Егор Баяндин. - Дело в том, что на электросамокате может оказаться мужчина 120 кг весом. Или два подростка по 40 кг. Поэтому определять нарушение по весу вообще не стоит. Именно поэтому более 50 датчиков анализируют ситуацию.

Но чем опасна езда вдвоем?

- Меняется центр тяжести, - поясняет технический директор компании. - Пассажир отклонился, переступил с ноги на ногу - в результате водитель не смог это предусмотреть и не справился с управлением. Упал самокат, наехал на пешехода, врезался в автомобиль. Все это приводит к жертвам, травмам, а также стоимости такой аварийной поездки. Так что Правила дорожного движения надо соблюдать.

Кстати, именно эта компания первой начала размещать знаки таких размеров, чтобы камеры могли их считывать.

По требованию правительства Москвы размещение на электросамокатах больших и читаемых камерами номеров должно стать обязательной нормой

Более того, довольно быстро объявились и те, кто не прочь пожаловаться и прислать снимок такого самоката с номером, который нарушил правила. ЦОДД Москвы также успешно выявляет по камерам нарушителей и передает информацию в компанию. Причем речь идет не только о поездке вдвоем и более, но и о неправильной парковке электросамокатов. А наказания за это по договору такие: от 500 рублей за неправильную парковку. Второй случай - до 1000 рублей, потом - разрыв отношений.

Кстати, как рассказали представители кикшеринга "Юрент", они также вводят систему выявления двоих на электросамокате. Кроме того, они вводят и большие, читаемые номера на эту технику, но только в столице. Ведь по требованию правительства Москвы это должно стать обязательной нормой для электросамокатов.

Правда, пока только не для частных. Чтобы они стали обязанностью для частных СИМ, потребуется сначала создать систему сертификации этих устройств, чтобы отличить одно от другого. Потом внести поправки в закон о регистрации транспортных средств, предусмотрев в том числе регистрацию электросамокатов. А этого добиться будет очень тяжело.

Можно, конечно, создать подобную регистрацию на уровне региональных ведомств, но придется создавать некую общую базу данных таких транспортных средств. В общем, пока в этом вопросе все очень сложно.