Вот что сказал Александр Лазарев: "Сегодня 109 лет как нет Александра Николаевича. И если первые сто лет день памяти все-таки проходил с осадком, то второе столетие мы воспринимаем с благодарностью. Слава Всевышнему, что память о композиторе все еще жива и будет жить вечно. Музыка Скрябина очень сложная, и удивительно, что ее исполняют дети! Но со временем вдруг начинаешь понимать, что именно наши совсем юные пианисты как никто другой действительно чувствуют и музыку, и философию Скрябина".
И вновь зазвучал его рояль композитора - легендарный инструмент Bechstein, подаренный ему в 1912 году. На этом рояле играли Сергей Рахманинов, Владимир Софроницкий, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Мария Юдина, Генрих Нейгауз, Ван Клиберн и другие мастера. В наши дни рояль звучит лишь дважды в год: в день рождения и в день памяти Александра Николаевича. В этот раз произведения Скрябина исполнил знаменитый пианист, заслуженный артист Михаил Аркадьев.
"В доме, где Скрябин провел последние три года своей жизни, остались отзвуки его исполнения, голоса друзей, которые собирались здесь, в этой комнате, слушая музыку и мечтая о лучшем будущем человечества, - рассказывает замдиректора по научной работе музея Валентина Рубцова. - Здесь говорили и о том, что мир -это Вселенная, а музыка - дорога к душе человека, которая и есть - часть души Вселенной. И вот сколько прошло десятилетий, а в этом доме по-прежнему собираются те, кому важно услышать голос Скрябина через его рояль"
Инструмент сохранил свой богатый матовый голос без какой-либо реставрации, хотя и ресурсы его уже на исходе. Безусловно, рояль уступает своим современным лощеным "коллегам", но он хранит для нас живую историю, в мельчайших звуковых нюансах и чувственности, характерной для музыки Скрябина, особенно позднего этапа его творчества. Композитор остался уникальным: подобных сочинений не было в мире ни до, ни после него.
Слушать Скрябина можно бесконечно - открывая отдельный мир, существующий вне времени. Михаил Аркадьев выбрал одну из ранних прелюдий (№4, ор. 11, ми-минор) и самые последние (5 прелюдий, ор. 74). Контраст поразительный - как вспышки разных граней одного феноменального бриллианта. Рабочий кабинет композитора, вмещающий не больше полутора десятков человек, позволяет не упустить ни одной филигранной детали, отчетливо выделявшейся пианистом.
Скрябин в своей Мистерии надеялся найти ответы на вопросы единения народов, очищения духа и преобразования всего мира. День памяти окруженного мистикой композитора не обошелся без символических пересечений. Пианист Михаил Аркадьев еще студентом впервые посетил музей в далеком 1973 году - по случайному совпадению в день рождения композитора, 6 января. Двери ему тогда открыла дочь композитора Елена Скрябина-Софроницкая: она же попросила юношу помочь украсить елку к Рождеству. Позже Михаил стал видным исследователем творчества Скрябина, а музей для него - родным пристанищем… На прошедшем вечере Михаил поделился воспоминаниями, мыслями об особенностях гармонического языка композитора. И с блеском исполнил два ключевых скрябинских сочинения - огненную поэму "К пламени" ор. 72, созданную именно за этим инструментом, и этюд до диез минор ор. 42 №5.
А потом в концертном зале медиацентра "Дом Скрябина" состоялся традиционный гала-концерт лауреатов и дипломантов Конкурсного прослушивания "Стипендия имени А. Н. Скрябина". В нем приняли участие как заслуженные артисты, лауреаты международных конкурсов, так и совсем юные таланты - которым, верится, предстоит еще много лет исполнять и постигать музыку гения.