"Конечно, добираться к нам не очень удобно, - говорит заведующая Мемориальным музеем-усадьбой Лидия Николаева. - Из Пскова до нас 350 километров. Основной поток гостей - из Москвы, Великих Лук и Петербурга. Летом заезжают туристы по пути в Псков, Изборск, Пушкиногорье..."
А что вам хотелось бы растолковать гостям?
Лидия Николаева: Главное - развеивать мифы, которые черпают из "Википедии". Начнем с того, что непонимание преследовало Мусоргского еще при жизни. Его считали дилетантом - музыка резкая, шероховатая, корявая, технически неграмотная... Даже Римский-Корсаков писал: гений, но техника страдает. А Мусоргский ломал стереотипы, создавал новый музыкальный язык. "Ночь на Лысой горе" при жизни композитора так и не звучала - Балакирев, один из основателей "Могучей кучки", признал ее неудачной. А в ХХ веке это произведение вдруг оказалось гениальным. Игорь Моисеев создал по нему балет, с которым объехал полмира. "Бориса Годунова" долго не хотели ставить, Цезарь Кюи камня на камне не оставил от оперы: самобахвальство, незрелость автора, нет сюжета. Однако премьера в Мариинском театре имела грандиозный успех. И, кстати, Мусоргского при жизни гораздо выше оценили в Европе: Равель, Лист, Дебюсси...
Но что все-таки не так с Мусоргским в "Википедии"?
Лидия Николаева: Из гения делают пропойцу - написано, что Мусоргский умер от белой горячки. Увы, у нас не создано академической биографии композитора. Многие материалы основаны на воспоминаниях современников - обрывочных, неточных, предвзятых. Римский-Корсаков писал, что Мусоргский частенько заходил "поконьячиться" в ресторан "Малый Ярославец" - следует ли из этого вывод, что он был алкоголиком? Не мог ли он просто там обедать, встречаться с нужными и интересными ему людьми?
Судя по некоторым биографиям, Мусоргский человек недалекий, неумный. Но читаем великого критика Владимира Стасова - и выясняется, что он всю жизнь занимался самообразованием и досконально знал историю. Либретто к опере "Хованщина" он создал сам.
Судя по портрету кисти Репина, он выглядел не слишком здоровым человеком...
Лидия Николаева: Конечно. Портрет написан в Николаевском госпитале - Модест Петрович лежал там после апоплексического удара. Репин навещал друга и за четыре сеанса написал портрет, причем закончил его уже после смерти Мусоргского.
В деревне Наумово было имение родителей матери композитора, дворян Чириковых. А что с имением самих Мусоргских?
Лидия Николаева: Модест Петрович родился в Карево - это в двух километрах отсюда. После смерти композитора его брат Филарет продал имение, и от прежних владельцев там ничего не осталось. А в 1989 году, когда отмечали 150- летие композитора, рядом установили бронзовый семиметровый памятник с постаментом в виде колокола.
Невдалеке Жижицкая школа - ее директор Алексей Качнов открыл в 1968 году народный музей Мусоргского. А здесь, в бывшей усадьбе деда Мусоргского, сохранились дом с мезонином, флигель, оранжерея... Там был техникум, здание поддерживали, и в 1970 году было решено создать государственный музей Мусоргского как филиал Псковского музея-заповедника. А главное здание отреставрировали и открыли в 1979-м, к 140-летию композитора.
То есть музей стал наследником того народного музея?
Лидия Николаева: Когда тот музей открылся, о нем много писали. И о нем узнала Татьяна Георгиевна Мусоргская, внучатая племянница композитора. Она передала музею семейные реликвии - так сюда попали зеркальный стол, книжный шкаф, семейные фото и альбом в кожаном переплете... После премьеры "Годунова" Мусоргский подарил его брату Филарету с автографом. Альбом хранился в имении брата, но после революции его разграбили. Однажды местный учитель увидел, что дети играют каким-то странным предметом. Оказалось - тот самый подарок...
Еще у нас есть два кресла из каревского имения. В начале 60-х, когда о создании нашего музея еще не было и речи, приезжала экспедиция из Ленинграда во главе с создателем музея Пушкина в Михайловском Семеном Гейченко. Господского дома уже не было, но у местных жителей обнаружились эти кресла.
У вас есть любимое произведение Мусоргского?
Лидия Николаева: Мусоргского больше знают по эпическим полотнам, а не как лирика. А мне нравятся его инструментальные произведения - "Слеза", "В деревне", "Старый замок".
Музей-усадьба - место по своей сути консервативное. Но без современных технологий в наше время никуда...
Лидия Николаева: Искусственный интеллект? У нас тут все живое. Конечно, мы показываем фрагменты постановок Мусоргского в записи на экране. Сами создаем видеосюжеты. Но, скажем, даже аудиогиды нам не нужны - просто посетителей у нас всего около семи тысяч человек в год... Хотя в прошлом году впервые - а я 43 года в музее - было такое: за день восемь экскурсий. Мы любим свой музей и посетителей, даже если перед самым закрытием подъехала машина к калитке- обязательно всех примем.
Адрес: Псковская область, пос. Наумово, ул. Музейная, 5.
Ближайший крупный город - Великие Луки. От него до усадьбы около 60 километров по трассе М-9.
Или: электричкой до станции "Жижица", от нее до усадьбы около двух километров пешком.