Эксперты рассказали, как можно сократить разрыв бюджетной обеспеченности между 20 регионами

Названы способы сокращения разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности регионов
Одной из важных задач, перечисленных в указе президента "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", является сокращение не более чем до двух раз разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными субъектами. Какими способами можно достичь этой цели в беседе с "РГ" рассказали эксперты.
Владимир Трефилов/ РИА Новости

По данным Минфина, на 2024 год разрыв в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными субъектами России (с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме целевых межбюджетных трансфертов) составляет 3,25 раза. По мнению профессора кафедры Мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления (ГУУ) Галины Сорокиной, снизить разрыв можно благодаря распределению бюджетных трансфертов от наиболее успешных регионов к дотационным.

Во-вторых, необходимо создать условия, при которых регионы будут заинтересованы в формировании своих точек роста регионального развития, например, развитие внутреннего туризма, креативных индустрий, о чем также упоминается в Указе Президента.

"Понятно, что достижение заявленных президентом показателей возможно только при сочетании первого и второго подходов, то есть формирование перспективного плана на уровне дотационных регионов, в содержании которого предполагается постепенное снижение федеральных трансфертов. В противном случае мы окажемся в ситуации, когда достижение заявленных показателей пространственного развития будет происходить только за счет уравнивания посредством федеральных трансфертов, тем самым снижая мотивацию к развитию как у интенсивно-развивающихся регионов, так и у депрессивных", - отметила Сорокина.

Сокращение в два раза разрыва бюджетной обеспеченности - вполне реализуемая задача, считает и.о. заведующей кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ имени Плеханова Светлана Фрумина. "Учитывая, что решение о централизации 1% налога на прибыль сохраняется, то дополнительный объем налога, поступающего в федеральный бюджет, будет направляться на увеличение объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Здесь важна работа реального сектора экономики, благодаря которому обеспечивается поступление налога на прибыль", - подчеркнула собеседница "РГ".

Кроме того, повышение объема дотаций может быть простимулировано их индексацией. Для укрепления финансовой устойчивости регионов уже сегодня применяется дифференцированный подход при предоставлении бюджетных кредитов, которые отличаются высокой привлекательностью (бюджетные кредиты предоставляются субъектам РФ под 3%). Не следует забывать о списании двух третей задолженности регионов по бюджетным кредитам, объявленном в Послании Президента Федеральному Собранию, что создает условия для сокращения долговой нагрузки субъектов, напомнила эксперт.

Профессор кафедры Государственное и муниципальное управление Финансового университета при Правительстве Юрий Шедько считает, что достичь поставленной цели можно благодаря модернизации налоговой системы, предусматривающей поощрение формирования таких источников. Кроме того, необходимо создать механизм реализации инвестиционных проектов в регионах и стимулирования экономического развития, механизм финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, а также повысить качество управления региональными и муниципальными финансами и соблюдать финансовой дисциплины: усилить ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, невыполнение условий межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов.

В свою очередь доцент программы "Международная экономическая безопасность" Института мировой экономики и бизнеса РУДН Хаджимурадурад Белхароев прокомментировал обозначенные в указе президента задачи по росту валового внутреннего продукта (ВВП) выше среднемирового и выхода страны к 2030 году на четвертое место в мире по объему ВВП. По его словам, особый интерес вызывают заложенные в документе основные цели, среди которых помимо достижения ВВП России выше среднемирового, выделяются меры по снижению доли импорта товаров и услуг до 17%, улучшение инвестиционного климата, обеспечение роста доходов населения - включая пенсионное. Также, как отмечает Белхароев, необходимо выделить ориентиры вхождения к 2030 году нашей страны в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации - это означает внедрение практических механизмов современной мировой экономики. Он уточнил, что перечисленные задачи можно выполнить за счет внедрения робототехники, которая высвободит необходимые экономике трудовые ресурсы, а также внедрения современных программных продуктов. В том же перечне разработка продуктов высоких технологий, глубокая переработка сырья и экспорт готовой продукции. "Особенно этот вопрос касается производства СПГ газа, переработки нефти, сельхозпродукции", - заключил Белхароев.