Трагедия, напомним, произошла днем 10 мая в историческом центре Петербурга. Видео с уличных камер показывают, что автобус едет по набережной не так, как обычно: он виляет, выезжает на тротуар, сносит ограждение и сдвигает огромные якоря у военно-морского музея (каждый весом по 2,6 тонны). Затем, словно взбесившаяся, машина выезжает на Поцелуев мост и таранит встречные легковушки, ожидающие зеленого света. После этого 262-й разворачивается на 90 градусов - прямо к ограде моста, - сносит ее и падает в Мойку кабиной вниз. Через несколько секунд из воды видна только его крыша...
На мосту сразу начинают собираться люди. Имена народных спасателей, которые первыми прыгнули в воду, стали известны в тот же день. Это строители из Дагестана Идрис Гаджиев, Шахбан Джабраилов и Мухаммад Гасанов. Именно они вытащили из люка единственного выжившего пассажира - 56-летнего Александра Тверетнева. Он ехал в автобусе с женой, держал ее за руку, но от удара потерял.
"Салон моментально заполнился водой, - рассказал петербуржец в больнице. - Пытался выбить ногами стекла, но никак не получалось. Прислонился к потолку губами, чтобы собрать остатки воздуха, стал по поручням двигаться вперед. Было темно, потом резкий свет - и меня вытаскивают ребята-дагестанцы. Здоровые, спортивные, все мокрые, как и я. Огромное им спасибо!" Кстати, в тот день в Петербурге было всего плюс 8 градусов, некоторые из прыгнувших в реку получили переохлаждение. Глава СК Александр Бастрыкин распорядился представить этих людей, а также капитана прогулочного судна Яна Карасева, также пришедшего на помощь, к ведомственным наградам.
Спасатели и медики тоже прибыли на место довольно быстро. Четверых пассажиров доставили в больницы в состоянии клинической смерти, двоих - в тяжелом состоянии, но еще живыми. Однако реанимация не помогла...
После ДТП полиция возбудила уголовное дело по части 5 статьи 264 УК РФ - о нарушении Правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц. Подозреваемым по нему стал водитель Рахматшох Курбонов. По информации, что появилась в СМИ, он ссылается на отказ тормозов. В день этой страшной аварии, рассказывает его супруга, Курбонов работал с пяти часов утра и вернулся домой в два часа ночи. Сказал, что его "опять поставили в график". В 07.30, по словам женщины, мужу уже позвонили. И он снова отправился везти автобус с людьми...
Комитет же по транспорту Санкт-Петербурга со ссылкой на перевозчика сообщает, что у водителя накануне был по графику 12-часовой рабочий день, из которых 8 часов он провел на линии, а остальное время отдыхал. Перед роковым рейсом мужчина прошел медосвидетельствование. Исправность автобуса 7 мая подтвердило государственное техобследование.
Однако следователи пришли к другому выводу относительно режима водителя. По информации СК, ему в течение нескольких дней не обеспечивалось необходимое время на отдых.
Но как бы там ни было, пассажиры автобуса, которые вышли из него до аварии, рассказали, что водитель во время движения нервничал, говорил с кем-то по видеосвязи, автобус он вел резко, как старую маршрутку. Люди делали ему замечания, но он просто не отвечал, совсем не реагировал на них. Да и на видеозаписи хорошо видно, что Рахматшох Курбонов не спал и болтал по гарнитуре. Так что водитель "устал", "не выспался", "ему стало плохо", вероятно, не единственные причины случившегося. И следствию предстоит это выяснить.
Второе уголовное дело возбуждено по части 3 статьи 238 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Подозреваемым по нему стал начальник автоколонны ООО "Такси". Именно он должен был следить за соблюдением баланса труда и отдыха водителей. Но вот что еще интересно. Как сообщила Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга, с 2022 года компания штрафовалась 23 раза на общую сумму 3,6 миллиона рублей. Почему она до сих пор перевозила людей - вопрос. Причем она целенаправленно вела набор именно приезжих специалистов и придерживается этой стратегии не первый год.
Виновных в трагедии , конечно, определит суд. Но уже сейчас одной из ее причин многие петербуржцы считают несоблюдение трудовых прав мигрантов на общественном транспорте. Они готовы на любые условия, перевозчики этим пользуются, а на кону - жизни пассажиров.
В воскресенье, 12 мая, Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга избрал Рахматшоху Курбонову меру пресечения в виде заключения под стражу на два месяца. И вчера же в отношении него возбудили еще одно уголовное дело - о фиктивной постановке на учет иностранных граждан по ст. 322.3. УК РФ. Как сообщила пресс-служба Следственного комитета (СК) РФ: "В ходе предварительного следствия было установлено, что водитель автобуса в феврале-марте 2024 года за денежное вознаграждение осуществил фиктивную постановку на учет не менее 10 иностранных граждан в принадлежащей ему квартире". Правоохранители устанавливают все обстоятельства преступления.