Уфимцев: Сроки ремонта по ОСАГО резко увеличиваются

Сроки ремонта по ОСАГО резко увеличиваются. По словам главы Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева, доставка запчастей в последнее время увеличилась до 40 дней. Таким образом, сроки ремонта выросли как минимум до 50 дней. И с этим приходится мириться.
Автозапчасти по-прежнему в дефиците. Некоторые даже предлагают такой способ решения проблемы.
Автозапчасти по-прежнему в дефиците. Некоторые даже предлагают такой способ решения проблемы. / Getty Images

Только пострадавшие в ДТП с этим мириться не хотят. Отпущено по закону об ОСАГО 30 дней - значит 30 дней. Действительно, есть такая проблема. И как ее решать - пока никто не знает. В России, по словам Евгения Уфимцева, стало возрождаться производство запчастей. На рынке стало появляться большое количество качественных аналогов. К лету, по его мнению, ситуация стабилизируется.

Правовые аспекты ОСАГО эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

"Мы видим, как начали использовать б/у запчасти. В конце года мы будем, по итогам исследования, которое проводится 9 месяцев, принимать меры, - говорит Евгений Уфимцев. - Впрочем, если на автомобиль поставить 7-летний бампер - ничего страшного не произойдет".

В прошлом году был всплеск подставных аварий. Вышли на планку в 10 тысяч убытков. Минцифры активно развивает оформление аварий в электронном виде, потому что страховщики урегулируют аварии по мини-каско. На портале "Госуслуги" реализован такой потенциал. В 2025 году, кстати, урегулирование аварий в электронном виде станет обязательным для всех автовладельцев. Напомним, что страховщики стали вводить также и новые продукты. Появляются, в частности, возможности застраховать машину дешевле.

"По статистике РСА, большая часть запчастей, подлежащих замене при ремонте по ОСАГО, - это бамперы, крылья, капоты и двери, то есть такие детали, замена которых запчастями, бывшими в употреблении, вряд ли сделает автомобиль менее безопасным. Но именно нехватка этих популярных запчастей является причиной снижения доли ремонтов. Кроме того, сейчас из-за проблем при расчетах с рядом дружественных стран поставки новых запчастей еще задерживаются. Во многом решить эту задачу может использование б/у запчастей, - говорит Евгений Уфимцев.- Нужна трансформация системы возмещения. Сейчас мы видим, обсуждаем, что сроки поставки выросли. А запчасть придет через 30 дней. Мы готовим предложения. При этом, по данным исследования Научного института автомобильного транспорта, время на ремонт можно снизить на 80-90 процентов, если будет позволено использовать бывшие в употреблении запчасти".

При замене детали на бывшую в употреблении такая запасная часть не должна ухудшать безопасность транспортного средства. В большинстве стран владельцам предлагается возможность использовать переработанную или бывшую в употреблении деталь, эквивалентную новой оригинальной детали, при ремонте или замене автомобилей, гарантийный срок которых закончился. Гарантийный срок, как правило, составляет не менее 5 лет. Как пояснил Евгений Уфимцев, речь идет не о тормозах, амортизаторах и прочих элементах ходовой части, а, например, о кузовных деталях. Они не требуют каких-то отдельных проверок на соответствие стандартам и прочим нормативам.

Время на ремонт можно снизить на 80-90 процентов, если будет позволено использовать бывшие в употреблении запчасти

Но это то, что касается повреждений машин. Не менее интересна статистика по водителям, которые редко попадают в аварии.

По ОСАГО есть даже специальный коэффициент - КБМ. То есть коэффициент бонус-малус - за безаварийную езду.

В первом квартале 2024 года более трети - 35,6% - автовладельцев имели максимально возможную скидку за безаварийную езду по ОСАГО в размере 54%. За аналогичный период прошлого года доля таких автовладельцев составляла 32,2%. В целом скидки в размере от 9% до 54% в первом квартале 2024 года получили 92,5% всех автовладельцев (годом ранее - 92,6%). Еще у 3,1% автовладельцев коэффициент бонус-малус был равен единице (в первом квартале 2023 года доля таких автовладельцев составляла 3,5%). Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

"Это говорит о том, что большинство водителей - законопослушные граждане. И только остается вопрос: почему под колеса попадают велосипедисты и водители средств индивидуальной мобильности? Может быть, в Правилах немного перегнули палку, разрешив тем, кто не имеет прав, передвигаться по дорогам без оглядки?"- задается вопросом глава РСА.