Американская теория "избыточных производственных мощностей" КНР не выдерживает критики

В последнее время некоторые официальные лица США пытаются проводить политику протекционизма, чтобы помешать работе китайских предприятий по производству новых энергетических транспортных средств. Они говорят о наличии избыточных производственных мощностей КНР. Это не что-то новое. Несколько лет назад в США утверждали, что Китай экспортировал слишком большое количество высококачественной и дешевой продукции. Если проанализировать спрос на международном рынке, могут ли такие утверждения действительно иметь под собой почву?
Медиакорпорация Китая

Профессор кафедры Сучжоуского университета (chair professor at Soochow University) Гао Чжикай заявил, что доля электрокаров в общем объеме мирового производства автомобилей очень мала. Почему же США и некоторые западные страны говорят, что у Китая избыточные производственные мощности? Основная причина заключается в том, что они не успевают за темпами производства электромобилей в Китае. Теперь некоторые даже говорят, что Китаю нельзя экспортировать электрокары в зарубежные страны. Таким образом, разговоры об избытке мощностей на самом деле являются тактикой, чтобы заблокировать экспорт электромобилей, произведенных в Китае, особенно в западные страны.

Глава исследовательского отдела Центра энергетической стратегии при Китайском народном университете Ван Пэн также высказал свое мнение. Он заявил, что рост производственных мощностей китайских электромобилей соответствует спросу в Китае и на мировом рынке, поэтому проблемы так называемых избыточных мощностей не существует. Во-первых, в 2023 году, по приблизительным подсчетам, китайские производители электромобилей поставили около 8,4 миллиона автомобилей, что на 30 процентов больше, чем годом ранее. Этот рост соответствует увеличению рыночного спроса. Во-вторых, доля рынка электромобилей в Китае неуклонно растет, а потребители в стране и за рубежом все больше и больше принимают китайских производителей электромобилей. В-третьих, некоторые китайские производители автомобилей на новых источниках энергии вложили значительные средства в продвижение технологического прогресса и снижение затрат, что сделало китайские электромобили более доступными и привлекательными для потребителей. В-четвертых, значительно вырос экспорт китайских новых энергетических транспортных средств. За последние три-четыре года ряд китайских брендов автомобилей на новых источниках энергии начал выходить на рынки Европы и Юго-Восточной Азии, добиваясь блестящих результатов. В результате компании в некоторых странах почувствовали, что их интересы ущемлены, поэтому они придумали так называемую теорию избыточных производственных мощностей Китая.

В 2023 году китайские производители электромобилей поставили около 8,4 миллиона автомобилей

В мире наблюдается серьезный дефицит экологически чистых производственных мощностей. Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (International Energy Agency), мировой спрос на автомобили на новых источниках энергии составит 45 миллионов в 2030 году, что в 4,5 раза больше, чем в 2022 году. В ближайшие 6 лет потребность в новых фотоэлектрических установках достигнет 820 гигаватт (ГВт). Это в 4 раза больше, чем два года назад. Другими словами, новые энергетические продукты не являются избыточными. До удовлетворения рыночного спроса еще далеко.

Итак, что же за скрывается за словами об "избыточных производственных мощностях" Китая?

Бывший директор Института мировой экономики Китайской академии современных международных отношений Чэнь Фэнъин отметила, что в США и некоторых крупных европейских странах идут всеобщие выборы. Поэтому год выборов может легко превратить международные экономические отношения в политическую проблему. Во-вторых, конкурентные отношения претерпевают огромные изменения. Сдерживание китайских электромобилей, аккумуляторов и солнечных панелей на самом деле является очень очевидным техническим соревнованием. Третье - полномасштабное возвращение к сдерживанию. Их политика "снижения рисков" на самом деле направлена против Китая. По ее словам, в международных отношениях уже существуют очень сложные проблемы, для решения и рассмотрения которых не надо просто использовать международные экономические отношения. Вместо этого придется проанализировать эти проблемы с точки зрения изменений в геополитическом и международном политическом ландшафте.

Соотношение экспорта электромобилей к их производству в Китае гораздо ниже, чем в Германии, Японии и Республике Корея. Здесь, безусловно, не приходится говорить о "сбыте излишков продукции на мировой рынок". Более того, США сами экспортируют 80 процентов своих микрочипов, а также являются крупными поставщиками свинины и сельскохозпродукции. Можно ли это по той же логике назвать примером избыточных производственных мощностей? В современном мире объем производственных мощностей определяется соотношением между спросом и предложением. Как спрос, так и предложение носит глобальный характер, а производственные мощности каждой страны определяются ее сравнительными преимуществами. Нельзя просто считать, что у кого-то есть избыточные производственные мощности.