Репутация конкурса становится все солиднее, а победа приносит все больше шансов стать катализатором творческой биографии. Многие лауреаты успешно работают в оперной режиссуре. И в этом году, в отличие от прошлых лет, в основном соревновались те, кого никак нельзя назвать дебютантами в профессии. В послужном списке многих конкурсантов не только постановки в театрах по всей стране, но и даже руководящие должности.
Кстати, двое из удачливых участников прежних "Нано-опер" сегодня выступали уже в иных амплуа: Алексей Франдетти, ныне известный постановщик, главный режиссер театра "Ленком", - в роли ведущего, а Павел Сорокин, главный режиссер Ростовского музыкального театра, - в качестве члена жюри.
По правилам последних лет режиссеры под прицелом телекамер и в условиях online-трансляции должны за 10 минут работы над арией в первом туре, над дуэтом - во втором и за 15 минут представления массовой сцены в финале, показать свой взгляд и на конкретную оперу, что была выбрана ими для соревнования, и на оперный жанр в целом. В выступлениях часто было заметно не только естественное конкурсное волнение, но и доминирующее желание банально понравиться и удивить. В этом случае часто результат получался обратным, ибо режиссура по своей творческой сути - это труд ума, основанный на глубоком и искреннем чувстве, а не на витринном стремлении покрасоваться, а точнее даже сказать, выпендриваться.
Знаменитые оперные герои волей соревнующихся режиссеров проходили школу убийц, бродили по пустыне, становились участниками банной вечеринки, грабили банк, устраивали посиделки в общаге и даже гладили ауру… Получалось не слишком убедительно и уж совсем неоригинально. Практически такой же образ мысли демонстрировало большинство участников и прошлых конкурсов. Но опытное жюри и ныне старалось за трюкачеством разглядеть побеги настоящих талантов.
- Режиссура - это явление любви. Тот факт, что режиссеры демонстрируют этот интимный процесс на публике и зрителях - свидетельство их невероятной отваги. Я бы никогда на это не решился, - заметил Джанкарло дель Монако, приветствуя участников конкурса, и поделился ностальгическими воспоминаниями о том, как он еще ребенком придумывал свои спектакли, слушая музыку и уставившись ночью в потолок, пока его родители колесили по всему миру. А еще он подчеркнул, что находиться в России для него огромная честь - любовь к русской культуре он унаследовал от своего отца, великого тенора Марио дель Монако.
Дмитрий Бертман был суровее в своих наставнических суждениях:
- Когда оперный певец начинает петь, я уже через несколько минут знаю про него все… То же самое можно сказать и о режиссере. 10 минут спектакля или эскиза - и я все понимаю про этого человека: образование, общую культуру и степень любви к делу. Концепция не главное в режиссуре… Ваша задача - выстроить отношения на сцене между персонажами. А для этого есть инструменты: интонация, цезура, темп, ритм… И если режиссер к радости певца, который мечтает об оперных штампах, освобождающих его от психологической задачи, говорит: ты здесь расстроен - схватись за голову, то это не режиссура…
Но, так или иначе, к результирующему гала-концерту отрывки конкурсантов приобрели благодаря театральным хитростям (костюмы, грим, свет и прочие спецэффекты) более завершенный вид, а имена победителей были названы с главной сцены "Геликона". Как и в большинстве конкурсов, обладателя Гран-при не нашли (за всю историю состязания их лишь двое - Дмитрий Белянушкин и Руслан Бицоев в 2013 и 2017 годах - удостаивались этой чести), но лауреатские звания раздали щедро. В итоге обладателем Первой премии стала выпускница РАТИ Екатерина Берез, второе место - у Леонида Лавровского, которого весь конкурс поддерживал отец - великий танцовщик Михаил Лавровский, а третье поделили между собой также воспитанники РАТИ Константин Камынин и Федор Шалагин. И уже теперь самые главные награды определит жизнь и судьба для всех участников конкурса.