Собственный детский сад и школа в современном жилом комплексе - считается почти привычным для некоторых жителей московского региона. Фитнес-залом в многоэтажке сейчас тоже вряд ли кого удивишь. Но вот читаю новость: "Современные застройки стали включать в дизайн-концепцию жилого дома пространства для занятия спортом". Казалось бы - что здесь нового?
Например, лет 25 назад в соседнем доме в Подмосковье в подвальном помещении был фитнес-зал с бассейном. Я несколько лет туда ходила, и мне все нравилось. Поначалу. Когда только зал открылся. Была такая приятная камерная обстановка "для своих": на ресепшене выдавали не только полотенца, но и халаты; в бассейне была фреш-зона, где можно было заказать свежевыжатый сок или чай. Но потом понастроили дома, люди потянулись в этот фитнес-зал поблизости, и с каждым годом он становился все хуже. Сначала перестали выдавать халаты, потом фреш-зона исчезла. Этот фитнес-зал у дома потерял свою привлекательность. Поэтому в лобби новостроек появляются приватные спортзалы. Они доступны только жителям этого ЖК-квартала. Понятно, что это дома бизнес-класса в столичном регионе. Но раз есть предложение, значит, есть и спрос.
По словам экспертов, развитие сервисного рынка в сфере недвижимости началось достаточно давно, первые попытки предпринимались еще до кризиса 2008 года, когда застройщики начали на рынок активно выводить апартаменты, как аналог классической квартиры, т.н. "квазижилье". Именно тогда ряд застройщиков заявлял о перспективах наличия сервиса, зачастую гостиничного обслуживания, в своих проектах. Такие проекты планировались в Москве-Сити и в ряде других крупных многофункциональных комплексов, но широкого распространения этот формат так и не получил. "Формат сервисных апартаментов, в том числе с гостиничным обслуживанием, либо с наличием управляющей компании, оказывающей услуги гостиничного уровня, начал активно развиваться в Санкт-Петербурге и в меньшей степени в Москве и регионах, когда на рынок продаж вышли апартаменты YE'S, Vertical, VALO и др, которые сегодня уже частично реализуются в формате апарт-отелей (средств размещения), пояснила "РГ" Ольга Широкова, партнер NF Group.
Сразу оговоримся, что далеко не в каждом строящемся доме есть "специалитеты". Речь идет о дорогом жилье, собственники которых готовы доплачивать за допуслуги. По данным компании Rariteco, только в 15% проектов московских новостроек делюкс-класса предусмотрено гостиничное управление. Эксперты утверждают, что такая опция становится трендом и спрос на нее растет. Почти в 50% объектах этим занимаются управляющие компании, созданные под проект.
Например, в одном из возводимых сейчас клубных резиденциях практически в центре столицы будет работать консьерж-менеджер, который способен решить любую прихоть жильца. Он станет связующим звеном между резидентами и оператором. Сервис поможет доставить еду, продукты, организовать кейтеринг, банкет, праздник, отдых, перелеты, подобрать тренера, репетитора, няню, обслуживающий персонал, получить привилегии ресторанов, клубов, бутиков, выбрать дизайнера, флориста, сомелье, достать пригласительные билеты на мероприятия и т. п. Помимо этого, будут предусмотрены такие эксклюзивные сервисы, как профессиональный уход за гардеробом, room-service и высокая кухня и др.
Цена вопроса. По подсчетам, приведенным Анной Раджабовой, директором управления элитной недвижимости компании "Метриум Премиум", стоимость обслуживания большей части высокобюджетных проектов находится в диапазоне от 210 руб. до 400 руб. за кв. м. При этом дешевле всего в обслуживании обходятся новостройки в ведении специализированных УК (от 119 руб. до 200 рублей за кв. м). В проектах с гостиничными операторами расценки выше - от 200 руб. до 750 руб. за кв. м. Она перечислила ушедших западных игроков: Fairmont Hotels & Resorts, Bulgari Hotels & Resorts, Mandarin Oriental Hotel Group, Raffles Hotels & Resorts, Marriott. На их место пришли российские операторы: HOTEL Metropol, MOSS hospitality, Sawatzky Property Management, ActivHotels. Среди независимых управляющих компаний наибольшее число проектов у ГК Юнисервис и УК Сити. Крупные специализированные управляющие компании создали девелоперы Донстрой (Smart Центр), Capital Group (КАПЭКС) и Центр-Инвест (УК "Москомплекс").
Очевидно, что гостиничный сервис востребован у людей, привыкших к роскоши. По мнению Екатерины Борисовой, директора по девелопменту компании Rariteco, роскошь это как мода. Если раньше дорогим удовольствием считалась возможность через спецсервис заказать такси, билеты. Сейчас этим уже вряд ли кого-то удивишь. "Для богатых людей роскошь - это время, - добавляет Анна Раджабова.- Кто покупает дорогие объекты, у них есть почти все. Но нет свободного времени".
"Сегодня рынок сервисных апартаментов на продажу по-прежнему является относительно новым, но активно развивающимся сегментом недвижимости в нашей стране, - сообщила "РГ" Ольга Широкова, партнер NF Group. - В силу смешения разных форматов до сих пор четкая структура рынка отсутствует. Начиная с 2021 года отмечается всплеск интереса к проектам именно сервисных апартаментов в РФ. Данный формат позволяет девелоперам реализовать проекты с меньшим объемом привлеченных инвестиций, а частным инвесторам предлагает диверсифицировать свои инвестиции. И если классические апартаменты ("квазижилье"), в большей степени получили распространение в Москве, как аналог традиционного жилья, там где это де-юре невозможно, то апарт-отели/сервисные апартаменты являются скорее аналогом гостиничного номера и развиваются преимущественно в курортных локациях и туристических городах. Лидерами являются Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск.
Другой точкой развития апартаментов на продажу в формате апарт-отелей являются морские локации: Сочи (включая реконструкцию советских санаториев), Анапа и ближайшие территории вдоль Черноморского побережья, Крым, Калининград и область (на побережье), где сервисные апартаменты зачастую приобретаются в качестве рекреационных, для собственного временного проживания в период отпуска или каникул, либо для получения дохода. В основном, в рамках данных объектов к продаже предлагаются номера в гостинице небольших площадей 20-30 кв. м с отделкой и меблировкой.
Еще один формат - сервисные апартаменты в рамках различных знаковых/курортных локаций, в т.ч. термальных курортов и горнолыжных зон, где активно развивается туризм и есть "точки притяжения" туристических потоков - Архыз, Шерегеш, Алтай, Карелия, Байкал, Дальний Восток и т.п. Сервисные апартаменты появляются на продажу в составе курортных зон и предназначены такие апартаменты, в первую очередь, для сдачи в аренду.
Набор востребованных услуг безусловно отличается в зависимости от целей и формата проживания: например, для семейных - важно наличие услуг няни и детской комнаты, для бизнес-аудитории - наличие коворкинга и переговорных комнат, для большинства же важно наличие базовых сервисных услуг гостиничного формата - клининг, доставка, консьерж-сервис 24/7".