У балета в Ростове непростая судьба. Первые балетные представления там увидели еще в XIX веке, в предреволюционные и первые послереволюционные годы в городе отметились заметные деятели хореографии. И все же многие годы единственным каналом, связывавшим Ростов с океаном мирового балета, оставалась Ольга Спесивцева - великая балерина Серебряного века. В родном городе она провела четыре года, но теперь это вдохновляет деятельность молодой балетной труппы Ростовского музыкального театра, которой всего 23 года.
В этом году главный балетмейстер Иван Кузнецов соединил в афише фестиваля юношеский конкурс артистов балета для любителей и профессионалов, приглашение звездных гостей в репертуарные спектакли. Солистка Большого театра Маргарита Шрайнер и победитель телепроекта "Большой балет" Дмитрий Соболевский выучили специально для фестиваля очаровательную ростовскую версию "Коппелии". В программе фестиваля - и открытый мастер-класс московского педагога Анны Перковской, и ежедневные утренние классы преподавателя Вагановской академии Фетона Миоции. На открытой репетиции одного из спектаклей зрители могли пообщаться с постановщиками и артистами. Здесь же выставка "Красота. Балет. Любовь" ростовского фотографа Дениса Демкова, здесь и гала-концерт с участием солистов российских театров, и лучшие спектакли труппы, и премьера балета "Шехеразада".
Одноактная "Шехеразада" была показана на открытии фестиваля. Балет на музыку Римского-Корсакова всегда и везде гарантированно становится любимцем публики - этому способствует манящий восточный колорит всех элементов спектакля: сюжет из сказок "Тысяча и одной ночи", роскошно оркестрованная музыка, экзотические костюмы и декорации, пластические изгибы и извивы полуоткрытых тел. Но постановщик ростовской версии Иван Кузнецов, кажется, принципиально выбрал другой путь.
Идею задают еще до поднятия занавеса первые звуки оркестра (дирижер - Михаил Грановский) - тяжелые, весомые, не обещающие стремительного скольжения. Там, где привычно ожидаешь многоцветия, размягченности, пластического разнообразия и изобилия, многолюдности, хореограф словно отжимает из восточных фантазий фруктовый сок. В сценографии (художник - Дарья Саморокова) вместо буйства красок - тяжелые темные драпировки, подчеркнутые ярким светом, вместо ваз, кувшинов, подносов, фонтанов - видеопроекции графических волн и воронок, вместо браслетов, ожерелий, изумрудов и жемчугов - форменное единообразие белых шальваров у женщин и черных комбинезонов у мужчин (художник по костюмам - Наталья Земалиндинова). А вместо вавилонского смешения обитателей гарема - треугольник главных персонажей (Шехеразада, ее грозный муж Шахрияр и возлюбленный Шахземан) и два десятка унифицированных танцовщиц и танцовщиков кордебалета.
Шехеразада множится, будто в зеркальном отражении, в свите двенадцати танцовщиц, снимающих тему ее исключительности. От них она отличается лишь отсутствием закрывающей лицо повязки. В нюансы отношений хореограф тоже не погружается: двое прыгучих и властных мужчин различаются только цветом головных уборов - черного у Шахрияра и белого у Шахземана, а в финале вообще танцуют в унисон, словно настаивая на своей взаимозаменяемости. Кузнецов при этом явно стремится сосредоточиться на чисто хореографических задачах - найти линию красоты "Шехеразады", которая не сводилась бы к восточной ориентальности.
Обычно постановки Кузнецова отличаются тонкой музыкальностью, которую он умеет визуализировать в пластике. Но попытка привить минимализм и строгость "Шехеразаде" с ее роскошью и разнообразием музыкальных идей, богатейшей оркестровкой не выглядит убедительной. Интересные танцы Шехеразады со шлейфом ее подруг-двойников-теней будто созданы для другой музыки и другого сюжета. При этом сама труппа, еще несколько лет назад не производившая впечатление боеспособной, выглядит молодой, привлекательной, обладающей способными танцовщиками.
Это же подтверждает показанный в одном вечере с "Шехеразадой" балет "Призрачный бал" Дмитрия Брянцева, рассчитанный на пять пар солистов. Эстетика постсоветского балета современным танцовщикам близка гораздо меньше, чем отвлеченная классика XIX века, и это хорошее стилистическое упражнение, тем более что оно опосредованно знакомит с достижениями таких малодоступных хореографов, как Леонид Якобсон и Джером Роббинс. И позволяет запомнить имена ростовских солистов: Мари Ито, Елена Чурсина, Артем Кайков, Никита Повалихин, Ильшат Умурзаков, Анатолий Устимов.
Балет Ростовского музыкального театра в этом сезоне впервые выступит на Исторической сцене Большого театра. 27 и 28 июля на столичные смотрины приедет "Золушка". Кроме того, театр привезет на гастроли оперу "Турандот" и оперетту "Сильва".