Счетная палата каждый год выявляет большой объем нарушений. Есть ли в них какая-то закономерность - с чем они связаны? Какая доля государственных финансов тратится неэффективно?
Светлана Орлова: Если в 2022 году сумма, выявленных нарушений составила 0,9 трлн рублей, то по результатам прошлого года - 2,1 трлн рублей. Конечно, это не всегда нецелевое или неэффективное использование средств. Более 70% приходится на нарушения требований к бюджетному учету, к бухгалтерской отчетности. Часто эти нарушения носят процедурный характер и устраняются ведомствами еще при проверках.
При нарушении не всегда речь идет о намеренном правонарушении. К примеру, какой-то регион может запросить субсидию, но не использовать ее. Тогда мы выясняем, зачем он ее запросил, если средства использованы не были. Возможно, изначально была неправильно определена потребность региона в объеме указанных средств. Такие факты находятся у Счетной палаты на особом контроле.
Госорганы сейчас могут заключать контракты с единственным поставщиком в ускоренном режиме. Создает ли это коррупционные риски?
Светлана Орлова: Особая зона - аудит вопросов, связанных с цифровизацией государственного управления, а также осуществлением закупок. На торги следует обращать пристальное внимание, особенно на закупки с единственным поставщиком.
Ускоренное заключение государственных контрактов с единственным поставщиком может рассматриваться как антикризисная мера, вносящая вклад в решение первоочередных задач по обеспечению государственных нужд. Вместе с тем при таких "срочных" закупках существуют и коррупционные риски, связанные со злоупотреблением заказчиками правом осуществлять закупки у единственного поставщика.
Нужно действовать очень осторожно. Потому что сейчас задерживается реализация проектов, в том числе из-за того, что раньше использовалось большее количество иностранного оборудования, сейчас должно быть отечественное. Оказалось, что у нас оборудование тоже умеют делать. Но возможны задержки по времени из-за этого перехода.
Одна из стратегических задач Счетной палаты направлена на совершенствование антикоррупционных мер. Расскажите, как Счетная палата работает с выявлением коррупции?
Светлана Орлова: Счетная палата разработала и внедрила в свою деятельность методические рекомендации по оценке и выявлению коррупционных рисков. Раньше их не было. Мы изучили в этом вопросе опыт 84 стран мира. Сейчас мы завершили проверку исполнения бюджета за 2023 год и в рамках этой работы уже использовали свои рекомендации. Мы говорим министерствам и ведомствам, где у них есть коррупционные риски. Это важно, потому что за каждым рублем должны идти конкретные мероприятия, чтобы люди это чувствовали, знали и понимали, на что расходуются средства.
Обсуждался вопрос затрат государственных органов на телеграммы и подарки. Нужно ли сокращать эти расходы?
Светлана Орлова: Счетная палата инспектирует расходы каждого министерства и ведомства, и в этом году в ходе проверки исполнения бюджета мы уже частично затронули вопросы трат на закупку сувенирной продукции. Далее на основе более предметного анализа будем рекомендовать, где надо снизить эти траты. Быстро все не снизят, но такую работу мы начинаем.
Когда можно ждать первые оценки?
Светлана Орлова: Счетная палата осуществляет свою деятельность на плановой основе. Первые оценки можно ждать только в следующем году. Сейчас мы сведем эти данные, и только при формировании бюджета следующего года будем рекомендовать это министерствам и ведомствам.
Как Счетная палата оценивает готовность и контрольных (надзорных) органов и бизнеса к переходу на риск-ориентированный подход?
Светлана Орлова: Мы проанализировали деятельность 44 контрольно-надзорных органа и выдали свои рекомендации. Было отменено более 12 тысяч ненужных документов. До конца 2024 года действует мораторий на проверки бизнеса.
Одним из ключевых результатов реформы контрольной (надзорной) деятельности стала переориентация концепции контроля - с простого выявления нарушений на развитие среды добросовестности и профилактику. В прошлом году количество профилактических мероприятий превысило количество проверок более чем в три раза. Это позволило направить ресурсы бизнеса на устранение недочетов, а не на оплату штрафов.
Однако были отмечены серьезные проблемы при реализации риск-ориентированного подхода, при использовании индикаторов риска контрольно-надзорными органами. Поэтому мы не снимаем этот вопрос с повестки дня и осенью завершаем анализ девяти ведомств, которые проводят наибольшее число проверок. Необходимо, чтобы бизнес мог почувствовать, что его не "кошмарят", при этом безопасность и качество оказываемых услуг гражданам не должно пострадать.
Сейчас зафиксирован самый высокий показатель количества субъектов МСП - более 6,5 млн. В прошлом году начали работу 1,2 млн новых компаний в сфере МСП. Это говорит о доверии бизнеса к власти, вере в свой успех в нашей стране.
Конечно, есть и недобросовестный бизнес. Значит, нужно делать соответствующий реестр. Мы же сделали реестр недобросовестных участников торгов. И все уже знают, что с этими компаниями работать нельзя. Значит, для недобросовестного бизнеса тоже надо сделать такой реестр, а также сокращать регуляторные преференции для такого бизнеса.