Рубрика:Авто
30.05.202409:27

Эксперты рассказали о решениях проблемы дефицита складов

Стремительное развитие онлайн-продаж, в частности, универсальных маркетплейсов, повышает и без того высокий спрос ретейлеров на складские площади, которые сейчас в дефиците. По данным экспертов, на конец 2023 года доля вакантных площадей в Московском регионе составила менее 0,1%.

iStock

"Ретейлеры, фулфилмент-провайдеры, не располагающие собственными логистическими площадями, более зависимы от волатильности арендных ставок и уровня вакансий в отличие от операторов - владельцев инфраструктуры. Это замедляет возможности масштабирования фулфилмента - расширения складских площадей для действующих и потенциальных клиентов, предложения выгодных тарифов", - рассказал "РГ" ведущий менеджер по направлению фулфилмента компании МОЛКОМ Сергей Жуликов.

Более половины всех складских мощностей страны приходится на Московский регион, и уровень вакантности в 2023 году сократился до практически нулевого значения, подтверждает руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер Сервис Экспресс" Андрей Задорожный.

"Как следствие, средняя ставка аренды выросла до 8 тыс. рублей против 4 тыс. рублей в 2020 году. Еще одним следствием подобного ажиотажного спроса является переориентация девелоперов на строительство и сдачу складских площадей под ключ крупным игрокам, что не увеличивает объем вакансии на рынке", - говорит эксперт.

Похожая ситуация наблюдается по всей стране. Однако в ряде регионов положение даже сложнее, чем в Московском регионе. Это связано с развитием там маркетплейсов и низким качеством вакантных площадей.

"Хороший пример - ситуация в Туле, где суммарный фонд складских площадей А и В классов составляет менее 500 тыс. кв. м. При этом доля только одного складского объекта компании Ozon, построенного в 2024 году, превышает 20%", - рассказал руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России Артем Хомышин.

По данным аналитиков, в 2023 году средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды в объектах класса А в регионах увеличилась на 40%. При этом основная проблема региональных фулфилмент-операторов - невысокий уровень спроса со стороны потенциальных клиентов, полагает Сергей Жуликов.

"Селлеры в регионах либо держат свои небольшие склады, либо отправляют товары по кросс-докингу на ближайшие или центральные склады маркетплейсов. Нередко продавцы закупают у поставщиков товары в Москве и здесь же ищут фулфилмент-провайдеров", - отметил эксперт.

Региональным операторам невыгодно дополнительно вкладываться в технологии и автоматизацию бизнес-процессов, добавляет Жуликов. Это напрямую отражается на качестве услуг, результатах и издержках продавцов: появляются проблемы со своевременностью отгрузки поставок и заказов, маркировкой, качеством упаковки, а также штрафы за нарушение правил маркетплейсов.

Одно из возможных решений проблемы дефицита площадей - развитие небольших локальных складов - "дарксторов". По словам Андрея Задорожного, если ранее такие помещения были стандартом для сервисов экспресс-доставки продуктов питания, то в текущих условиях создание распределительных складов со сравнительно низкой арендной ставкой становится вектором развития и для логистических компаний.

Еще один вариант - переход на внешнюю логистику, говорит Артем Хомышин. Забота о складской части цепи поставок передается профессиональному логистическому провайдеру, обладающему большим фондом площадей, а также имеющим возможность использовать синергию ресурсов, в частности за счет противофазных пиковых операционных нагрузок клиентов.

"Наиболее распространенными решениями являются повышение плотности хранения товара, например, за счет использования многоуровневых мезонинов, хранения дабл стаками (две паллеты друг на друге в одной адресной ячейке), использования узкопроходных аллей, конвейеров и т.д. Эффективность и целесообразность каждого решения определяется с помощью детальной оценки операционных требований и логистических параметров грузовых мест", - рассказал Хомышин.

Кадровый голод среди складского персонала, водителей и курьеров с релевантным опытом на рынке оказывает не меньшее влияние на операционные затраты, потенциал обработки товаров и выполнение ключевых показателей. Вдобавок недостаток квалифицированного персонала стимулирует продолжающийся рост стоимости рабочей силы, отметил Сергей Жуликов.

"HR-департаменты логистических операторов и ретейлеров максимально сфокусированы на сохранении действующего штата, а также разработке и внедрении образовательных программ для более быстрой адаптации новых специалистов", - говорит эксперт.

По словам Артема Хомышина, проблема нехватки кадров также частично решается за счет роста эффективности операционных процессов и возможностей по их автоматизации и роботизации.

"На начальных этапах небольшие провайдеры могут привлекать в качестве клиентов малый бизнес и в ручном режиме обрабатывать минимальное количество заказов. Однако рано или поздно они упираются в невозможность дальнейшего развития. Без автоматизации усложняется корректный учет товарных единиц, ежедневная сборка и упаковка тысяч и десятков тысяч заказов, передача статусов движения отправлений на маркетплейсы, синхронизация обработки товаров для других каналов продаж, например, для нишевых площадок, интернет- или розничных магазинов и т. д.", - пояснил Сергей Жуликов.

Уровень вложений в настройку процессов, по его словам, зависит от размера и класса складских площадей и объема товаров и заказов, с которыми планирует работать ретейлер или сервис-провайдер. Инвестиции начинаются от 1,5 млн руб. С одной стороны, можно приобрести коробочное IT-решение, но оно сложнее адаптируется под скачкообразный рост заказов в высокий сезон или период рекламных кампаний. С другой - разработать свое решение и выделить штат IT-сотрудников.

"Для решения этих проблем мы перестраиваем некоторые бизнес-процессы, внедряем новые программы обучения и повышения лояльности для персонала, совершенствуем системы автоматизации для увеличения производительности склада, используем новое оборудование и меняем топологию площадей для увеличения емкости хранения", - рассказал директор по развитию фулфилмент-оператора "Бета ПРО" Артем Смирнов.

поделиться
Главные новинки выставки строительной техники СТТ Expo
Представитель авторынка развеял мифы об электрокарах
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики: Десятая часть инвестиционных проектов относится к сфере туризма
Tunland G7.
Эксперты: Китайская техника дорабатывается под российские условия
Представители грузоперевозочной отрасли обсудили проблемы безопасности перевозок и пунктов АПГВК
Российские заказчики оценили грузовики и технику из Китая