04.06.2024 14:34
Поделиться

На экраны вернулся фильм "Маленький Будда". Зачем его смотреть

В условиях дефицита громких западных премьер кинотеатры повторно выпускают блокбастер Бернардо Бертолуччи "Маленький Будда" 1993 года.
На роль Будды был приглашен 28-летний Киану Ривз, ливанец по происхождению, в расцвете его восточной красоты и голливудской славы.
На роль Будды был приглашен 28-летний Киану Ривз, ливанец по происхождению, в расцвете его восточной красоты и голливудской славы. / Russian World Vision

Это далеко не лучший фильм автора "ХХ века" и "Конформиста". Более того, это едва ли не самая оглушительная его неудача, в свое время принятая мировой критикой с веселым сарказмом. Огромный по метражу фильм входит в его "восточную трилогию" ("Последний император" - "Под покровом небес" - "Маленький Будда"), где герои-американцы ищут духовных опор то в пекинском Запретном городе, то в Африке, то в монастырях Тибета. Сюжет построен на поисках буддийскими монахами нового воплощения, реинкарнации умершего Учителя. Эти поиски приводят их почему-то в американский Сиэттл - город бездушной прагматики, само воплощение атакующего материализма, где в семье архитектора Дина (Крис Айзек) и учительницы Лизы (Бриджит Фонда) растет девятилетний Джесси (очень убедительный Алекс Визендейнджер). Каким образом они установили родство парнишки из промышленного штата США с духовным лидером Тибета, нам не объяснят. Как и ту доверчивость, с которой родители Джесси принимают благую весть - немного легкого скепсиса, и вот уже строитель небоскребов с сыном внимают священным песням и ритуальным пляскам в далеком Катманду.

Фото: kinopoisk.ru

Так как посланец Тибета монах Лама Норбу (Ин Жочэн) сразу же вручает юному Джесси книжку с картинками о житии принца Сиддхартхи, ставшего Буддой, то в фильм входит мощный параллельный сюжет из далекого прошлого. Он о том, как избалованный богатством и красотой принц открывает для себя существование нищеты, уродства, болезней и самой смерти - все это действует на него так ошеломляюще, что он дарует свои царские одеяния встречному оборванцу и уходит в большой мир делать добро. Вместе со своим слугой и другом Чангой он свершает свою общеобразовательную одиссею: наблюдает, как умирают больные, как под действием огня вскипает плоть кремируемых, как пускают по течению реки их пепел, как живет отринувшее роскошь племя аскетов-голышей... Будущего Спасителя оберегают и люди, и звери, и гигантская кобра распускает над ним свой капюшон, чтобы укрыть от дождя.

Фото: kinopoisk.ru

Постоянный соавтор фильмов Бертолуччи великий оператор Витторио Стораро уже цветовым решением фильма педалирует сокрушительный контраст между холодной прагматикой Запада, где все сцены выдержаны в безутешных сине-стальных тонах, и яркими, теплыми, исполненными витальной силы красками Востока - мира, где много цветов, слонов и диких обезьян. Странный для такого мастера туристический, исполненный наивного идеализма взгляд на Восток как на прекрасную сказку - ведущий стиль этой половины фильма. И явно в расчете на коммерческий успех на роль принца приглашен 28-летний Киану Ривз, по происхождению ливанец, в расцвете его восточной красоты и голливудской славы. Играть ему здесь нечего - достаточно эффектно позировать, изображая сначала дворцового мажора, а затем царевича, спустившегося в народ и готового посвятить жизнь молитвам за его благополучие. Главная забота актеров в этой "восточной" зоне фильма - чтобы горели глаза.

И теперь новые зрители узнают из фильма, что такое хорошо и что такое плохо

В сущности, Бертолуччи откровенно снимает вампуку, где утилитарно ориентированный быт современной Америки обнаруживает свою немощь перед роскошью восточной сказки в духе Аладдина, в свою очередь имитирующей экранизированные жития святых наподобие киноверсий истории Христа. Он даже воспроизводит известные каждому ребенку композиции из популярных мультиков - наподобие диснеевского "Короля Льва", вздымающего толпе новорожденного младенца: "Он будет царем!". Точнее, это вышедший годом позднее мультик обдуманно или случайно спародировал сцену из "Маленького Будды".

Фото: kinopoisk.ru

До пародийности серьезно поданы трюизмы, в которых преподносится нам философия буддизма. Герой постиг, что с демонами можно справиться любовью и кротостью, и что каждое явление во Вселенной имеет свою причину. Он научился сострадать и передавать другим свои знания. И так стал Буддой.

Думаю, выход фильма Бертолуччи более чем своевременен. Его теперь смогут посмотреть новые поколения наших зрителей, абитуриентов подготовительного класса Школы нравственности. И точно так же, как ничего о жизни не знавший принц Сиддхартха, они будут впитывать простые базовые истины человеческого общежития и познают наконец, "что такое хорошо и что такое плохо".