"Идет ценовая конкуренция за персонал, также работодатели "соревнуются" в предоставлении наиболее комфортных условий труда: гибкие графики работы, оплачиваемые расходы на питание и т.п.", - рассказала заместитель исполнительного директора "Курьер Сервис Экспресс" Мария Мартынова.
Поскольку рынок труда существенно вырос с точки зрения зарплат и ожиданий сотрудников, на фоне дефицита кадров подбирать персонал стало сложнее, подтверждает коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин.
"Мы боремся за потенциальных работников: предлагаем не просто рыночные условия, а условия лучше рынка, ищем кандидатов на иностранных рынках труда и уделяем много внимания работе с текущим персоналом. В условиях дефицита кадров важно не просто найти сотрудников, но и удержать их", - рассказал эксперт.
Участники рынка также отмечают изменения в структуре персонала. По словам директора по маркетингу DPD в России Алексея Мерзлякова, профессию курьера выбирают все больше женщин.
"Мы стали получать на 5% больше резюме именно от женщин, мы открыты для сотрудничества с гражданами ЕАЭС. Это помогает нам сохранять высокое качество услуг и обеспечивать своевременную доставку заказов", - говорит он.
При этом курьерской доставкой, по данным Data Insight, пользуются только 21% онлайн-покупателей. 79% выбирают пункты выдачи заказов (ПВЗ). Это связано с их быстрым распространением - по количеству ПВЗ уже обогнали сети продуктовых магазинов.
Пункты выдачи располагаются все ближе к дому покупателя, ему становится проще найти время, чтобы зайти за заказом и не ждать курьера, который может доставить посылку только в строго обозначенный день и временной интервал.
"Курьерскую доставку покупатель выбирает лишь в некоторых случаях: для дорогих, специализированных или крупногабаритных товаров. Все остальные покупки ему удобнее будет забрать в ПВЗ. В следствие этого в ближайшее время в e-commerce доля заказов, доставленных в ПВЗ, продолжит расти, а доля курьерской доставки - падать", - полагает Алексей Бездеткин.
Это не означает, что курьеры останутся без работы: как указал эксперт, активно растет рынок e-grocery (доставка готовой еды и товаров повседневного спроса из магазинов). На этом рынке 78% заказов доставляется именно курьерами, и спрос на курьерскую доставку там продолжит увеличиваться.
"Вполне вероятна ситуация, когда курьеры из e-commerce доставки частично перейдут в e-grocery, либо возникнет некий гибридный вариант: когда курьеры крупных компаний будут доставлять заказы и в e-commerce, и в e-grocery", - прогнозирует Бездеткин.
У отдельных крупных игроков ситуация другая: в DPD доля курьерской доставки выросла на 9% за год.
"Это связано с тем, что мы специализируемся на доставке "до двери". Мы уверены, что в будущем будут существовать оба формата доставки, и мы готовы предоставлять клиентам оптимальный выбор в зависимости от их предпочтений и удобства", - отметил Алексей Мерзляков.
В целом рынок доставки для e-commerce сейчас представляет собой микс из компаний: это службы доставки маркетплейсов, службы доставки магазинов и службы доставки, которые оказывают услуги как маркетплейсам, так и магазинам. К последним относятся федеральные компании, организующие доставку по всей стране, и компании, работающие только на локальных рынках (например, в Москве и в Московской области, в Санкт-Петербурге и т.д.). Несмотря на уход некоторых иностранных логистических компаний, рынок справляется с текущими объемами заказов, говорят эксперты.
"Логистика для e-commerce выросла на 82% в 2023 году, то есть работать приходится на быстро растущем рынке, и это создает определенные сложности. Одна из них связана с бурным ростом маркетплейсов: они развиваются быстрее, чем обычные интернет-магазины, и селлеры начинают переходить на крупные торговые площадки", - рассказал Алексей Бездеткин.
Логистические компании лишаются части своих клиентов, поскольку маркетплейсы в основном самостоятельно организуют доставку. Некоторые службы доставки банкротятся, так как сокращается их клиентская база, а постоянные расходы остаются теми же. Конкуренция с быстро растущими маркетплейсами приводит и к другим проблемам: дефициту персонала, росту стоимости магистральной доставки и складской аренды, добавил эксперт.
По оценкам Марии Мартыновой, с 2022 года стоимость перевозки выросла в среднем на 43%, в зависимости от региона. При этом компании снизили нормы рентабельности - такой резкий рост цен потребитель не сможет принять. Дополнительным инструментом управления себестоимостью стала активизация проектов оптимизации процессов и повышения производительности, рассказала эксперт.