Платоновский фестиваль в Воронеже открыли шоу уличных театров

Два десятка спектаклей показали на выходных ведущие площадные труппы России в парке "Алые паруса". Фестиваль уличных театров "Откровенный человек" прошел в рамках более масштабного арт-фестиваля - Платоновского. В 2024 году его события равномерно распределили на весь июнь.

Карнавальные шествия и стационарные шоу для публики от мала до велика посетило более 27 тысяч человек. Воронежцы знакомились с ожившими скелетами динозавров и огромными куклами, обнимались с лешими и навками, раздували волны импровизированного моря. В финале уик-энда артисты вышли в гущу зрителей вместе с музыкантами московского Pakava Orchestra и пустились в пляс.

Всего за два дня в парке состоялось около 30 представлений от коллективов из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Москвы, Самары, Альметьевска (Татарстан) и, конечно, Воронежа.

Первый уличный проект - "ВАУ театр" - здесь создали несколько лет назад под эгидой Платоновского фестиваля. Первые постановки выпускали с помощью профессиональных режиссеров, теперь пробуют работать без них. Результатом стал перформанс "1000 тонн под водой" о человеке, затерявшемся в океане мусора. Кроме того, площадные спектакли стали ставить на базе творческой лаборатории Razgar. Для ее команды худрук "Странствующих кукол господина Пэжо" Анна Шишкина придумала "Три урока русской словесности" - разбор "Руслана и Людмилы" с выдуманными учителями разных эпох.

Попробовать себя в уличном жанре решила и команда детского образовательно-театрального проекта "Шекспирия". Под руководством взрослых артистов школьники создали фантазию на тему истории Дивногорья: на месте древнего моря, где обитали моллюски и дикие лошади, появляется не менее дикий человек, и спасти мир от разрушения может только красота… В ход пошли самые дешевые материалы из строительных магазинов - полиэтилен, укрывной материал и куски гофрошлангов.

Если местные труппы только завоевывают доверие публики, то у более известных театров в Воронеже уже есть масса поклонников. Места на спектакли "Странствующих кукол господина Пэжо" (одной из старейших уличных трупп в России) занимают более чем за час. В этот раз коллектив показал променад "Карнавальцы" и построенную на игре с фольклором "Моготу", где можно увидеть реплики ритуальных масок из Русского музея, отсылки к советской кинокомедии "Небывальщина" и классическому труду Владимира Проппа о корнях волшебной сказки. Зрители погрузились в забавный мир духов, шишей, кикимор, банников, дурашливых мужиков и баб под оригинальную музыку с вкраплением аутентичных песен.

Тот же фольклор, но с другого ракурса, обыграл самарский театр "Пластилиновый дождь", выведя на фестивальную поляну гигантского Лешего в "латах" из коры и утопленницу в вихре шелестящих лент. Стильно оформленный, в меру пугающий "Обряд" с выбором невесты и магической защитой новорожденного был рассчитан на зрителей старше 12 лет. Они оказались способны и оценить изобретательно сделанные костюмы, и понять борьбу персонажей, среди которых как будто и не было однозначных "сил добра". "Ушел старый леший… Но всем в этом мире найдется замена" - до последней фразы, произнесенной замогильным голосом над телом сказочного героя, часть публики не дотерпела: беспокойные родители выдернули малышей из первого ряда и пустились наутек.

Организаторы фестиваля "Откровенный человек" попросили воронежцев учесть на будущее, что приводить дошколят на взрослые постановки совершенно не стоит, равно как и пытаться совместить просмотр спектакля с перекусом.

Уличный театр зачастую требует от зрителей менять свои стереотипы поведения. Уступать облюбованное место тем, кто ниже ростом. Думать о том, чтобы не мешать окружающим. Обмениваться репликами с незнакомыми людьми по ходу действия. Быть готовым стать частью спектакля - и, не исключено, очень забавной частью. Преодолевать инерцию повседневной жизни готовы не все, некоторые скептически относятся к площадным представлениям. Но скепсис и агрессия - тоже почва для искусства, что вполне убедительно продемонстрировал променад "Горожане" от театра-улицы "Ларамбла" из Ростова-на-Дону.

Его главный герой - комичный пенсионер с накладными усами, убегающий от шести кукол-ходулистов с заполошными криками: "Безобразие" Был нормальный парк, а теперь ходят какие-то клоуны! Вы думаете, это смешно? Кому это смешно?!" По пути старичок цеплялся к прохожим, то заставляя их тащить его баул, то вступая в дискуссии. Один из случайных встречных оказался действительно возмущен присутствием артистов, так что им с персонажем "Горожан" было что обсудить.

"Мой образ собирательный, я даже говорю фразами из комментариев ростовчан в интернете. И в общем-то я этих критиков понимаю - уличное искусство вторгается в нашу жизнь без спроса! - рассказал создатель "Ларамблы" Александр Соловьев. - Мы с коллегами работаем этюдным методом, отталкиваясь от формы. Купили, допустим, какие-то маски и костюмы - выходим с них на улицу и действуем исходя из реакции людей, а потом это превращается в сюжет спектакля. Так было с променадом "По улицам слона водили": у нас появился огромный надувной слон, думали-думали, что с ним делать… Вспомнили про юбилей Крылова, который как ровесник Пушкина всегда как-то задвинут в тень, и решили пойти поздравить Ивана Андреича с днем рождения. И вот февраль. Мы объявили, что выйдем со слоном, получили порцию возмущения от зоозащитников… и полторы тысячи зрителей, часть которых тут же обиделась, что их надули. До сих пор получаем отзывы - мол, "я с ребенком ехала из области, чтобы посмотреть живого слона!".

Среди новых фаворитов публики - петербургский проект "Вокруг", один из флагманов российского уличного театра. На фестивале прошли два его белых-белых шоу - "Лунь" для детей (история о рождении новой планеты) и "Светлая история" для взрослых (старое название - "Большой бездомный Бог"). Последняя поразила воронежцев огромной куклой с мягкой маской, способной менять мимику. Прообразом героя стал художник Сергей, живущий на улице. Беседа с ним дала режиссеру идею для спектакля. В конце представления прозвучала запись разговора с Сергеем. "Дом - это объем воздуха, который помогает тебе жить. У некоторых он помещается в скафандре… Все зависит от умения жить. Вот собаки носят дом на себе. Как у них там и души умещаются, и все остальное, - до сих пор удивляюсь…", - некоторые рассуждения интересно соотносились с мироощущением писателя Андрея Платонова, именем которого назван воронежский фестиваль.

Программу показов сформировали совместно с Российским союзом уличных театров и артистов. По словам его руководителя Олега Скотникова, задачей было прежде всего представить воронежцам разные формы уличного искусства. Отбирали яркие, позитивные и универсальные постановки в жанре променада и спектакля "на точке", быстро адаптируемые к любой площадке.

Дело в том, что постоянного места для выступлений таких коллективов в Воронеже нет. Ранее на Платоновском уличные театры выступали в центре города: шли парадом по проспекту Революции или улице Кирова, давали представления на площади Ленина и Советской площади. В 2023-м - в том числе из соображений безопасности - праздник перенесли в парк "Дельфин". В 2024-м выбрали зеленую зону побольше, но тоже на Левом берегу, что не очень удобно жителям других районов.

При этом проспект Революции был абсолютно свободен. По просьбам воронежцев автомобильное движение в порядке эксперимента перекрыли на день, и широкая улица, несмотря на отсутствие тени от деревьев, стала отличным прогулочным местом. Но из развлечений на ней была только еда и песни самодеятельных музыкантов - скромновато для летнего уик-энда в миллионном городе. Локации для спектаклей здесь можно было бы устроить через каждые сто метров. Крупной проблемой, конечно, стал бы дефицит бесплатных туалетов. (На весь проспект в Воронеже такой санузел лишь один - маленький и не отвечающий требованиям доступной среды.) С другой стороны, возможно, это подвигло бы власти ее решить.

В любом случае, с наступлением мирного времени городу стоит всерьез задуматься о том, как в нем будет существовать уличный театр - доступное искусство, набирающее популярность по всей России.

"Надеюсь, в какой-то момент у Платоновского фестиваля будет четкий отдельный бюджет на направление уличных театров, а значит и возможность отбирать коллективы исходя из концепции. Пока это могут позволить себе лишь очень крупные форумы, - подчеркнул Олег Скотников. - За последние несколько лет уличный театр в РФ получил очень заметное развитие. Толчок дала пандемия, когда играть спектакли в залах было нельзя. Появилось несколько новых коллективов и фестивалей именно уличного театра. Спектаклями заинтересовались организаторы маркетов, выставок и других мероприятий, не связанных с культурой напрямую. Появились новые возможности финансирования (государственные гранты), образования артистов и менеджеров (например, на базе арт-школы "Таврида" или на фестивалях).