...Квартиру в жилом микрорайоне Солнечный семья Щекалёвых купила три года назад. Выглядит отстроенный с нуля район эффектно. Красивые дома, подстриженные газоны: картинка из будущего. Одно портит пейзажи - множество машин, припаркованных вдоль дороги. Как выяснилось, машинная толкотня в микрорайоне, где запланировано проживание более 66 тысяч человек, - неизбежна. Многоэтажки построены по принципу итальянского дворика: въезд для машин на территорию, окруженную домами, запрещен, там только зоны комфорта. Подземные парковки застройщик не предусмотрел, ссылаясь, что грунт на территории неподходящий. Планировалось за окраиной жилой зоны построить многоуровневые парковки. Но пока они не возведены.
И застройщик пошел на "эксперимент": перегородил квартал шлагбаумами, чтобы использовать нормальную двухполосную дорогу под большую платную стоянку. Перекрытая проезжая часть начинается от перекрестка и тянется примерно два квартала. Вдали маячили такие же желтые шлагбаумы, перекрывавшие выезд с параллельной проезжей улицы. Этакая закрытая коробочка, куда выходят подъезды нескольких многоэтажек. Без выданного паркоматом талона и своевременной оплаты с ее территории не въехать, не выехать. Подобная схема обычно используется в больших городах перед аэропортом или вокзалом. С одним лишь нюансом: здесь люди не путешествуют, не заезжают на пару минут, а живут.
- Получается, что в заложниках коммерческой стоянки, развернувшейся перед несколькими многоэтажками, оказались сотни жителей. Они должны сверять свою жизнь по правилам, установленным парковщиками. Нарушил - тут же попадаешь в черный список, и твое авто больше не пропустят. Проход только пешком, - пояснил Игорь.
У организаторов парковочной схемы, наоборот, свои аргументы. Они утверждают, что за годы использования "реализованная система парковки показала высокую эффективность", "созданы условия для парковки и кратковременной остановки автомобилей без нарушений и препятствий для других участников движения". Там уверены, что ни о каком ущемлении прав жильцов речи не идет: "Всегда есть выбор: оставить машину на ночь возле своего дома по тарифу 10 рублей в час (для гостей - 12 рублей) или воспользоваться бесплатными местами на других, не перегороженных шлагбаумами, улицах".
Такой проект в свое время был презентован главе Екатеринбурга Алексею Орлову. Цель эксперимента владельцы территории объяснили властям не только как экономически выгодный, но и воспитательный проект: можно зарабатывать дополнительные деньги на обслуживание благоустройства района, чтобы владельцы машин "чувствовали ответственность" за содержание территории.
- Выглядят, конечно, конструкции по перекрытию улиц странно. Но для застройщика, в чьей собственности находится территория, это удобный вариант. Подземные и многоуровневые парковки - затратная история, они долго окупаются и на первых этапах невыгодны. Устанавливать платные стоянки вдоль обочины дорог - тоже недешевый вариант: необходимо закупать больше оборудования, эвакуаторы. А здесь установил шлагбаум - и порядок, - объяснил "РГ" логику эксперимента урбанист и архитектор общегородских пространств Владимир Злоказов.
Сейчас в соцсетях жители микрорайона горячо обсуждают как экономические, так и воспитательные аспекты. "Мы живем в правовом государстве или где?" - сетуют уральцы. - "Кто дал право организаторам парковки включать людей в "черные списки", запрещать им проезд к придомовой территории?" В Солнечном уже стихийно возникла инициативная группа. Для заявления в прокуратуру собрано больше 250 подписей.
После огласки неприятной ситуации в районе остановили монтаж оборудования для перекрытия шлагбаумами и паркоматами как минимум еще двух улиц, где сейчас свободно ездят машины. Из асфальта пока только предупредительно торчат провода...
Светлана Карамян, преподаватель юридического факультета Гуманитарного университета:
- В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ образование земельного участка под многоквартирным домом осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, который согласно Градостроительного кодекса РФ утверждается органом местного самоуправления, т.е. администрацией города. На мой взгляд, администрацией была допущена серьезная ошибка: при проектировании и планировании границ земельных участков не был предусмотрен непосредственный доступ к участку многоквартирного дома с территории общего пользования - от городской автомобильной дороги. Если земельный участок, через который осуществляется доступ к многоквартирному дому, находится в частной собственности, то выходом из сложившейся ситуации может быть установление сервитута (ограниченного пользования чужим участком для прохода/проезда). Поскольку свободный доступ к дому требуется неограниченному кругу лиц, то в данном случае возможно установление публичного сервитута. Устанавливается публичный сервитут органом местного самоуправления, в данном случае администрацией Екатеринбурга. Жителям надо только обратиться с заявлением. В случае бездействия органов власти вопрос можно решить через суд.