Как "Чебурашка" стал американским? Наталья Бондарчук - о своем открытии Крыма и современном кино

Наталья Бондарчук: Крым мне подарил Тарковский
Актриса, режиссер, продюсер и сценарист Наталья Бондарчук рассказала "РГ", с каким фильмом связывает уникальность отечественного кинематографа, поделилась мыслями о том, почему "Чебурашка" получился американским, и объяснила, почему советует зрителю присмотреться к документальному кино.
Наталья Бондарчук: Крым для меня открыл Андрей Тарковский в 1971 году.
Наталья Бондарчук: Крым для меня открыл Андрей Тарковский в 1971 году. / Сергей Винник/РГ

Наталья Сергеевна, вы в жюри фестиваля документального кино "КрымДок", но эта работа, насколько я понимаю, не единственное, что вас связывает с Крымом.

Наталья Бондарчук: Да, ровно год назад я снимала здесь фрагменты моей новой картины "Снегурочка". Это было в апреле, и сегодня я посетила это место, там сейчас вместо сакуры цветут тюльпаны, ирисы именно там, где мы снимали. Вот из-за этой уникальности мы и выбрали Крым местом для съемок.

Фото: Сергей Винник/РГ

С полуостровом меня связывает полвека любви и привязанности. Впервые я приехала в Крым в 1971 году вместе со съемочной группой Андрея Тарковского, и тогда я первый раз увидела эти потрясающие цветущие сады. Тогда Тарковский водил меня по разным местам и дарил мне Крым. Эта первая встреча состоялась в мой день рождения, 10 мая. А спустя некоторое время, в 1982 году, я уже в качестве режиссера начинала снимать здесь свою картину "Живая радуга". Потом с Сашей Филатовым мы долго ждали, долго пробивали и все-таки пробили фильм "Детство Бемби", затем "Юность Бемби". Они тоже были сняты здесь, в Крыму, почти полностью. Потом мы приехали на Кавказ, там еще снимали. И пушкиниану я здесь снимала, поскольку сюда приезжал молодой Пушкин. Отношения между Машенькой Раевской и Пушкиным тоже снимала здесь, в Крыму. Так что Крым - это самое лучшее место для съемок и самое лучшее место для жизни. Я давно люблю это место, и я ему предана.

Вы говорите, как крымчанка.

Наталья Бондарчук: Я уже наполовину крымчанка. Здесь у меня крошечный домик, не буду говорить, где. Как только я стала крымчанкой, я, конечно, позвала сюда своих детей из театра "Бемби", и мы здесь снимали фильм о детях с особенностями развития. Они тоже выступали на церемонии закрытия фестиваля документального кино "КрымДок". Я слежу за этим тоже, и здесь, в Евпатории, есть группа, которая раньше называлась "Дом сирот", а теперь она называется "Алые паруса". Она также для детей с особенностями развития.

На детский кинематограф выделили дополнительное финансирование, и многие связывают это с феноменальным коммерческим успехом фильма "Чебурашка". При этом мнения о нем разделились на диаметрально противоположные. Одни в восторге от картины, другие говорят, что это не наше кино и не наш Чебурашка. Что вы думаете об этой картине?

Наталья Бондарчук: Прежде всего никакого дополнительного финансирования на детское кино не выделили, только поговорили об этом. Что касается фильма "Чебурашка", конечно, это явление, но эта милая картина снята по абсолютно американским стандартам. Это не наше кино, не наша сказка, не наше видение мира. Да, картина талантливо сделана, но мне очень жаль, что это будет еще и трансформировано во вторую часть. А это уже будет не смешно, а нелепо. Говорю это совершенно объективно, поскольку посмотрела трейлер второй части.

Успеваете следить за новинками отечественного кинематографа?

Наталья Бондарчук: Да, я по возможности смотрю фильмы, которые выходят в прокат. Ко многим картинам, которые сейчас на слуху и получили признание зрителей, мой сын Иван Бурляев написал музыку. Это "Холоп", "Холоп 2", "Т-34", "Салют-7", "Конёк-Горбунок" и многие другие. Он сейчас один из самых востребованных композиторов кино, поэтому я и как мама стараюсь следить за новинками, и как режиссер, продюсер.

У отечественного кино есть свой почерк, отличный от голливудского или европейского?

Наталья Бондарчук: Конечно. Из последнего я бы выделила фильм "Вызов" Клима Шипенко. Вот это наше кино, и то, что мы обогнали здесь американцев, первыми сняли ленту в космосе - это замечательно. И не надо жалеть этих денег, потому что это фильм навсегда.

Я считаю, Крым - это лучшее место для съемок и вообще лучшее место для жизни

Кстати, он был бы прекрасным, даже если бы съемки космической части проходили на Земле, потому что фильм хорошо сделан. Талантливая режиссура, игра актеров, сценарий - все сошлось, и получилась такая лента, в которой мы никому не подражаем, не следуем заезженным голливудским шаблонам, создаем свое. Думаю, мы увидим еще много интересных работ этого режиссера.

Мировоззренческий вопрос. Сегодня, особенно в кругу интеллигенции, можно услышать, что мы живем "в конце времен": текст умер, нет поэтов и писателей, которыми зачитывалась бы вся страна, нет общенациональных композиторов и художников. Кино измельчало до сериалов. Что вы об этом думаете?

Наталья Бондарчук: Нет, я с этим не согласна. Талант все равно пробивает себе дорогу, просто большое всегда видится на расстоянии. Со временем мы сможем это оценить по достоинству.

Знаете, я бы современному зрителю посоветовала пристальнее присмотреться к документальному кино. Я закончила работу в жюри фестиваля "КрымДок", отсмотрела множество фильмов. Очень важно, что документальные фильмы сейчас в какой-то степени обгоняют художественные по смыслам, по доступности, по отношению к людям, по героям, очень важным героям. Думаю, это определенная тенденция, о которой уже можно говорить.

Фото: Сергей Винник/РГ
Как это было

За 12 дней на орбите Клим Шипенко, Юлия Пересильд и российские космонавты отсняли 70 часов видеоматериалов. В картину вошло 35-40 минут снятых в невесомости. "Виды Земли сняли впрок, у нас была хорошая камера, я решил, что на нее надо снять все, чтобы было минимальное вторжение графики", - рассказывал позже режиссер Клим Шипенко.

В это же время - октябрь 2021 года, актер Том Круз и кинокомпания Universal Pictures планировали отправить на американский сегмент МКС звезду фильма "Миссия невыполнима" для съемок своей космической киносаги. Шипенко даже хотел предложить Крузу небольшую роль в схемках картины "Вызов". Однако полет американцев не состоялся. Как говорят, решающим аргументом стала неуверенность Universal Pictures в том, что прокат фильма окупит расходы на него. Точных данных, в какую сумму обошлись съемки картины "Вызов", нет. Согласно заявлениям создателей, фильм обошелся в 900 млн рублей, из которых 400 млн составили субсидии "Фонда кино". На самом деле сумма не такая уж фантастическая, а скорее стандартная. Для сравнения, "Чебурашка" стоил 850 млн рублей, "Викинг" - 1,2 млрд, а "Утомленные солнцем 2: Предстояние" - 1,4 млрд рублей.

Интересно

Дольше всего для съемок фильма "Солярис" режиссер Андрей Тарковский искал актрису на роль Хари. Среди претенденток были Анастасия Вертинская, Алла Демидова, Наталья Бондарчук, шведка Биби Андерссон, снимавшаяся у Ингмара Бергмана и первая жена Тарковского Ирма Рауш. В итоге роль получила двадцатилетняя Бондарчук - режиссер увидел ее в драме "Ты и я" и пригласил в картину. Сегодня в роли Хари трудно представить другую актрису. Сам Тарковский признавал, что Наталье удалось затмить более опытных своих коллег.

За четыре года до Тарковского роман Станислава Лема экранизировал Борис Ниренбург. В 1968 году он поставил двухсерийный телеспектакль "Солярис" с участием Василия Ланового (Кельвин) и Владимира Этуша (Снаут). А в 2002 году Стивен Содерберг представил свою киноверсию романа, главную роль в которой исполнил Джордж Клуни.

"Солярис" Тарковского участвовал в программе Каннского кинофестиваля и получил специальный Гран-при от жюри.

Кстати

Фильм для семейного просмотра "Чебурашка" вышел в прокат 1 января 2023 и за первые пять дней просмотра собрал рекордные 2 млрд рублей, став самой кассовой картиной за всю историю российского проката. Роль Чебурашки исполнили сразу две актрисы. Ольга Кузьмина из сериала "Кухня" подарила Чебурашке свой голос и мимику. А движение мультипликационного героя в специальном костюме воплотила актриса Екатерина, имеющая маленький рост. Для съемок сцены с ураганом апельсинов закупили целых шесть тонн цитрусовых. А мотороллер для Гены (Сергей Гармаш) купили на Авито, и не один, а целых три. Кроме людей в съемках участвовали животные: 26 крыс, 8 попугаев, 6 морских свинок, 1 игуана и 1 бульдог.

Премьера фильма долго откладывалась из-за спора за авторские права на Чебурашку. Помимо писателя Эдуарда Успенского, художника Леонида Шварцмана и студии "Союзмультфильм" на них претендовала японская киностудия, которой в 2007 году были проданы права на персонаж.

Случай

Именно из рук Натальи Бондарчук, когда она была еще подростком, Андрей Тарковский получил роман Лема "Солярис", за которым режиссер долгое время стоял "в очереди".