07.06.2024 14:08
Поделиться

Мурманск примет в 2025 году Международный Арктический форум

Игорь Громов

Международный Арктический форум "Арктика - территория диалога" в 2025 году состоится в Мурманской области. Об этом говорится в соглашении, которое подписали 6 июня губернатор региона Андрей Чибис и директор Фонда "Росконгресс" Александр Стуглевв ходе работы Петербургского международного экономического форума.

- Принятие решения о проведении международного арктического форума на территории Мурманской области - большая честь для нас, - подчеркнул Андрей Чибис. - Наша главная цель - объединить все регионы Арктической зоны России для того, чтобы сообща развивать мощный экономический потенциал макрорегиона и делать комфортными условия жизни северян. Уверен, что форум поможет выработать эффективные подходы по преодолению вызовов и выполнению стоящих перед Арктикой задач.

Также в ходе ПМЭФ-2024 глава Кольского Заполярья сообщил в своем выступлении на стратегической сессии "Регионы и города. Будущее сегодня", что в ближайшие семь лет в Мурманской области предполагается построить 450 тысяч квадратных метров жилья. Спрос на него появился благодаря усилиям регионального правительства, которому удалось добиться немалого успеха в борьбе с оттоком населения: впервые с 1989 года в Мурманскую область году приехало людей больше, чем уехало. И это объяснимо, поскольку область имеет большие экономические перспективы - валовый региональный продукт на душу населения за последние годы здесь вырос в 2,5 раза, а по производству продукции область заняла 10-е места по стране.

Фото: Игорь Громов

В контексте развития строительной отрасли данный результат можно назвать ключевым, поскольку именно от него зависит интерес крупных строительных компаний к региону. В частности, в нынешнем году строительством жилых домов в Мурманской области намерена заняться крупная компания "Самолет".

По словам губернатора, рост интереса инвесторов к Мурманской области вызван, в том числе, развитием городской среды в опорных городах Арктики. Сегодня идет активная работа по созданию мастер-планов трех агломераций - Мурманской, Кировско-Апатитской и Мончегорской, в которых проживает 70 процентов населения региона. Разработка мастер-планов еще продолжается, но уже этим летом они будут представлены главе государства.

Еще 20 процентов населения Кольского Заполярья живут в военных гарнизонах, поскольку этот регион является северным российским форпостом. Здесь размещена значительная часть российской ядерной триады, от которой зависит безопасной страны. Жилье в гарнизонах остро нуждается в реновации, и в этом отношении правительство области нашло понимание и поддержку со стороны федерального центра.

- Конечно, в Арктике, с учетом ее сурового климата, бороться за людей сложнее, чем в Москве или Сочи. Но, тем не менее, у нас это получается, в том числе благодаря эффективной коммуникации регионов с федеральным правительством, - подчеркнул Андрей Чибис.

Фото: Игорь Громов

В этот же день он презентовал новую экономическую стратегию и отраслевой потенциал региона в рамках деловой программы "Арктического дня", проводимого ВЭБ.РФ совместно с министерством развития Дальнего Востока и Арктики и госкорпорацией "Росатом". Речь шла о перспективах развития арктических городов и транспортных хабов, а также о донастройке инструментов государственной поддержки.

Андрей Чибис рассказал о главных инвестиционных проектах, которые станут определяющим фактором в экономическом развитии не только Мурманской области, но и всей страны. Он подчеркнул, что Заполярье остается лидером среди арктических территорий по объему фактически вложенных инвестиций и количеству созданных рабочих мест благодаря преференциальным режимам - ТОР "Столица Арктики" и АЗРФ.

Первое магистральное направление экономического развития области - газификация, которую поддержал президент. По его поручению принят ряд решений, которые уже воплощаются на практике. Газификация обеспечит абсолютно другой технологический уклад экономики региона, благодаря которому станет возможным создание новых производств. Второе направление - это строительство второй очереди Кольской атомной электростанции.

Также огромную роль играет неоспоримое конкурентное преимущество Кольского полуострова в отношении логистики. В частности, это развитие Мурманского транспортного узла - одного из ключевых магистральных проектов, который обеспечивает России выход в мировой океан и является одним из важнейших факторов развития Северного морского пути. Кроме того, недавно в регионе началась реализация проекта "Западный транспортно-логистический узел" (ЗТЛУ), включающего в себя контейнерный терминал и два глубоководных причала. Объем инвестиций в ЗТЛУ составляет более 44,5 миллиардов рублей. Этот проект способен сделать Мурманск главным контейнерным хабом российской Арктики.

Среди других масштабных проектов, реализуемых в Мурманской области, Андрей Чибис также выделил решения по разработке наиболее перспективных российских месторождений литиевых руд.

По разным направлениям - в туризме, образовании и науке, социальной сфере, развитии малого и среднего предпринимательства - продолжается комплексная работа, направленная на создание комфортных условий для жизни и работы северян. Региональные власти концентрируют внимание на развитии технологического производства, креативных индустрий и науки. Во время недавней встречи Андрея Чибиса и заместителя председателя Совета Безопасности РФ Дмитрия Медведева обсуждалось развитие научного потенциала Мурманской области и создание на базе КНЦ РАН арктического научно-технологического кластера. Он должен стать главным научным центром во всей Арктике, так как именно здесь учится и работает огромное количество высококвалифицированных специалистов, в том числе молодых ученых. Как известно, кадры решают все, особенно сегодня, когда набирает обороты освоение огромных арктических территорий России.

Фото: Игорь Громов

Завершая выступление, Андрей Чибис подчеркнул важность приоритета Арктики в президентских нацпроектах по аналогии с Дальним Востоком. Этот приоритет сегодня совершенно очевиден, поскольку фундаментом развития Арктики является Северный морской путь - важнейший проект для всей страны с точки зрения мировой торговли, освоения богатств недр российского Севера, повышения качества жизни северян и жителей других регионов России.

Напомним, что на совместном заседании Госсовета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам глава Мурманской области попросил главу государства сделать развитие Арктики приоритетным при реализации всех нацпроектов. Андрей Чибис уточнил, что на арктических территориях проекты, соответствующие национальным целям развития, должны иметь определенный лимит и приоритетное финансирование - в том числе, через мастер-планы. Сегодня министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подтвердил, что арктические регионы должны быть в центре внимания во всех национальных проектах.

Прямая речь

Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики:

- Мастер-план имеет три смысла: строительство, трансформация экономики агломераций, а также публичные обещания, которые государство дает людям. Первый этап этой работы проходил на Дальнем Востоке, где были разработаны долгосрочные планы развития для 22 агломераций. Сейчас мы завершаем эту работу в Арктике. Важно сделать акценты на приоритетах, которые определили сами люди. С этой целью проводятся интервью и опросы в интернете, анализируются социальные сети. Чтобы управлять этой работой, мы запустили информационную систему управления городами. Мы сделаем эту систему открытой и доступной, чтобы работа по обновлению городов Дальнего Востока и Арктики была по-настоящему общенародной.

Кстати

В ходе ПМЭФ-2024 заключено дополнительное соглашение между правительством Мурманской области и ПАО "НОВАТЭК", в рамках которого компания окажет поддержку в реконструкции и оснащении социально важных объектов региона. В частности, будет оказана помощь в реконструкции здания кинотеатра "Родина", приобретении оборудования для нового хирургического корпуса онкодиспансера, ремонте и приобретении станков и оборудования для Мурманского индустриального колледжа.